Частично основанный на воспоминаниях собственной юности фильм Оливье Ассайяса про студента-cинефила и молодежь начала 70-х, застывшую в коротком безвременье между уже отгремевшим маем 1968-го и еще не пришедшей ему на смену удручающей трезвостью.
Драма |
16+ |
Оливье Ассайяс |
2 сентября 2012 |
6 июня 2013 |
2 часа 2 минуты |
apresmai-film.ru |
1971 год, в Париже студенты иногда еще бьются насмерть с полицией. Замкнутый старшеклассник Жиль (Метайе), мечтающий стать художником, накануне выпуска печатает листовки и рисует ночью на стенах лицея анархистские граффити, спорит о судьбах революции и путях рабочего движения, а когда его бросает богемная подружка (Комб), влюбляется в товарища по борьбе Кристину (Кретон). Совсем скоро кто-то отправится на лето в Италию, а кто-то в Непал, на кого-то заведут дело, а кто-то найдет работу — одним словом, произойдет все что угодно, кроме революции.
Несмотря на романтическую вывеску, это вовсе не «Мечтатели» Бертолуччи, а демонстративно бесстрастное кино, подчеркнуто бегущее драматизма, — отчего кому-то может показаться скучноватым. Ассайяс постоянно склеивает эпизоды затемнениями, в которых укрываются и бег времени, и вроде бы важные события, — словно листает, без гнева и пристрастия, альбом с вырезками из собственного чулана. Тут совсем нет ностальгии, кроме ностальгии по солнечным зайчикам и распущенным девичьим волосам, и почти нет сожаления, кроме сожаления самого общего характера. Конечно, можно сказать, что это кино про то, как утекла свозь пальцы революция, как растаяли в воздухе завоевания 68-го, но это будет лукавством, сорокалетняя дистанция позволяет смотреть на вещи более трезво. «Что-то в воздухе» — универсальный фильм о юности как таковой, о таких ее важнейших свойствах, как хрупкость и переменчивость. Юным свойственно менять идеалы, потому что собственных у них все равно нет, и менять любимых, потому что они ничего друг про друга не знают, — это не хорошо и не плохо, и в этой картине нет хороших и плохих. Просто знать наперед никому не дано: одна сбежит делать радикальные документалки и очнется на кухне моющей посуду, другой пойдет на компромисс и устроится ассистентом на трэш-постановку, а сорок лет спустя снимет об этом солнечный, тонкий и мудрый фильм.