Прекрасный фильм о прекрасном чувстве и о том, что в каждом из нас есть это - прекрасное.
Потрясающая Мария Шелл, незабываемые глаза и улыбка. Просто нельзя не влюбиться.
Рекомендую всем, чтобы ощутить и прикоснуться к чуду любви.
Вторая «театральная» картина Висконти, появившаяся вдогонку «Чувству». На самом деле, несмотря на то, что визуально фильм решен в другой форме, общего много – вспыхнувшая страсть между двумя разными людьми, обильные любовные диалоги под открытым небом, доминирование сил чувств над силами разума. В основе фильма лежит бессмертное одноименное произведение Достоевского, только перенесенное силами режиссерами в более современное время и другое место – итальянский городок Ливорно, добавляя названию фильма дополнительное значение, так как это название с итальянского можно трактовать и как «бессонные ночи».
В то время, кстати, Висконти действительно вернулся в театр, где поставил множество важнейших для театральной истории Италии постановок – «Три сестры» и «Дядю Ваню» Чехова, «Вид с моста» и «Смерть коммивояжера» Миллера. Поэтому нет ничего странного в том, что и кинематографическое творчество режиссера подвергнуто влиянию театральной традиции.
Молодой, но бедный Марио (Марчело Мастроянни) случайно встречает на улице симпатичную девушку и в нее влюбляется со скоростью света. Чуть позже оказывается, что зовут зазнобу Наталья и что она русская, живет со слепой, но очень строгой на тему морали бабушкой, которая содержит доходный дом и свою внучке в строгости. Например, она уже нашла ей жениха, и не какого-нибудь прощелыгу, вроде Марио, а в весьма солидного клиента – Тенанта (Жан Марэ), который, впрочем, на год покидает город, чем открывает Марио дорогу к сердцу молодой русской. Впрочем, Тенант вернуться успеет как раз вовремя, при этом сильно изменившийся.
И вновь Висконти пытается найти ответы на вопросы, касающиеся эмоциональной сферы человеческого бытия. Например, что такое счастье? Единственный миг в жизни ради которого можно жить? Если у Достоевского в повести Мечтатель – оторванный от жизни человек, пытающийся зацепиться за реальность забрезжившими отношениями, у Висконти Марио – хоть и наделен теми же проблемами, но более приземленный, по-итальянски импульсивный, эмоциональный.
Что интересно, именно Висконти по сути и открыл миру Марчелло Мастрояни, сыгравшего тут роль, далекую от тех амплуа, что его прославят позже. Стилистически же, несмотря на то, что Лукино вернулся к черно-белой пленке, никаких неореалистических мотивов и штрихов тут нет – сплошной романтизм, театральность, витание в облаках выдуманного мира. Впрочем, именно этот фильм некоторые склонны отмечать как лучший фильм Висконти. Но тут уж – каждому свое.