Мультфильм, Приключение, Аниме, Драма |
16+ |
Хаяо Миядзаки |
14 июля 2023 |
7 декабря 2023 |
2 часа 5 минут |
В поисках новой жизни и мира
«Мальчик и птица» (яп. 君たちはどう生きるか букв. «Как поживаете?») — анимационный фильм режиссёра и сценариста Хаяо Миядзаки. Оригинальное название взято из одноимённой книги Ёсино Гэндзабуро 1937 года, однако сюжет фильма никак не связан с романом. Миядзаки - культовый японский мультипликатор, создавший свой собственный вариант "художественного мироздания". И здесь он вновь соединяет понятные человеческие отношения и чувства с магией и фантазией создавая на сложной и важной теме утраты особый "терапевтический эффект". Хотя, нельзя сказать, что здесь есть какое-то "откровение" - это стандартная работа мастера, и не более.
Один из главных героев фильма - говорящая цапля. С одной стороны цапля в японской культуре символизирует - терпение. Но с другой в японской мифологии есть существо - Аосаги-би - таинственная цапля-ёкай. Многие птицы, достигнув преклонного возраста, превращаются в волшебных существ со зловещими способностями. Вообще, одни из главных героев истории - это птицы. Имя Махито (главный герой) означает «истинный человек» - ещё одна деталь, которая среди многих присутствует в этой усеянной "символами" истории. В сюжете представлены персонажи "своей" среды: старушки в доме мачехи - нисколько не уступают персонажам из "нижнего мира". Главный герой - Махито после смерти матери пытается начать новую жизнь с отцом и мачехой, а маленькие, цветные попугаи здесь неожиданно могут стать одними из главных врагов.
Отдельно можно выделить музыку Дзе Хисаиси - одно из самых важных что здесь есть, которая ещё сильнее создаёт сюжет.
В итоге, перед нами философская притча о судьбе, смысле жизни и выборе жизненного пути. Путешествие вглубь себя, своих мыслей и страхов.
Сложное и глубокое зрелище "зрелого мастера" с тонкими образами, метафорами и аллюзиями. Тихое, печальное, медитативное зрелище.
Безумный и галюциногенный мир фантазий похожий на сон из которого трудно выбраться (хотя, всего лишь нужно - открыть глаза). Главный герой пытается "открыть глаза", построить свой новый мир, и свою башню.
Помимо красивейшей рисовки, зрелищности, интригующей режиссуры, это глубоко психологичная картина о проживании горя и травмы, выходе из позиции жертвы и взятии на себя ответственности за созидание "своего" мира, пусть даже вокруг война и потерянное не вернуть. Картина о том, что каждый внутри себя ребёнок, который сталкиваясь со сложностями, инстинктивно выбирает избегать. Кто-то сбегает в прямом смысле слова в другой мир, кто-то готов навредить сам себе, тем самым выбирая из двух зол меньшее в виде болезни. И момент здорового взросления наступает с осознанного взятия на себя ответственности прожить свою жизнь пусть не гладкую, но свою и со своими радостями.
Максимально насущно и терапевтично для нас, "взрослых детей", особенно в тяжёлые времена.
Очень люблю работы Миядзаки. С нетерпением с дочкой ждали выхода новой работы и, как всегда, выше всяких похвал. Любителям аниме точно понравится, вот только удивляет низкий рейтинг.
Это все еще Хаяо Миядзаки. Все еще отличная работа. Однако рейтинг сильно занижен на афише. Все дело отчасти в отношении людей к мультикам, как к детскому досугу. Отчасти от того, что от Миядзаки ждешь фильм в жанре повседневность или на крайний случай - легкий эскапизм от сурового мира. В этом фильме же есть все: и повседневность, и фантастика, и фэнтези, и романтика. Он про любовь, как и все фильмы Миядзаки. Он не простой, а очень метафоричный буквально в каждом кадре. Очень много отсылок на разные труды искусства. И все же необязательно понимать все отсылки, но наслаждаться увиденным и получать удовольствие. Это сумма работ автора, его самое заветное и главное высказывание. Его домик вот-вот разрушится, но он не боится за будущее мира, а верит в следующее поколение. В работе зашифровано латинское высказывание «я сделал все, что мог, пусть те, кто может, сделают лучше». И от этого смотреть и пересматривать этот фильм становится труднее и трогательней.