Драматический |
18+ |
Рузанна Мовсесян |
1 час, без антракта |
«Черное пальто» - одна из самых любимых книг Людмилы Петрушевской, от каждой истории просто дух захватывает. Удалось сходить на несколько читок по текстам Петрушевской в пространстве «Внутри». И уже тогда у Рузанны Мовсесян получился практически готовый спектакль по двум рассказам из этой книги. Неожиданно для всех она выступила одной из ролей вместо заболевшей актрисы, и так удачно у неё получилось, что теперь она играет сама — вместе со звездами РАМТа Нелли Уваровой и Дарьей Семеновой. Потом я даже захотела пересмотреть готовый спектакль - он остался почти без изменений, но, что называется, задышал в полную силу. Спектакль заставляет задуматься о том, как мы распоряжаемся своей жизнью в самые трудные ее моменты. Например, когда бушует эпидемия или бросил любимый человек. Очень рекомендую!
Сначала мы сомневались, идти или нет, и так все беспросветно, а тут еще «Черное пальто», страшные сказки… и так вся жизнь сплошная страшная сказка, не поймешь, когда дорасскажут. Но пошли - и не пожалели. Очень жизнеутверждающий спектакль, а название - приманка-обманка. Спойлерить не буду, но посмотреть на игру Нелли Уваровой и Дарьи Семеновой, да еще и Рузанны Мовсесян - всегда радость.
«Черное пальто» по рассказам Людмилы Петрушевской «Гигиена» и «Черное пальто». Режиссер Рузанна Мовсесян. Композитор Давид Мовсесян. Пространство Внутри.
Уже во время сценической читки в рамках Петрушевских чтений стал очевиден театральный потенциал этой работы и моментально родилось решение делать спектакль. С тем же составом участниц – актрисами РАМТа Нелли Уваровой, Дарьей Семеновой, самой Рузанной, с музыкой и участием Давида Мовсесяна (скрипка) и Марии Кальяновой (фортепиано).
На днях состоялась премьера. Я была и на читке (писала о ней), и на спектакле. Конечно, в спектакле уже нет никаких листочков в руках - все выучили текст, несколько поменялись мизансцены и уточнились взаимоотношения между актрисами и музыкантами, но сама форма подачи литературного материала, к счастью, не изменилась, потому что была точно найдена с самого начала.
Собственно, это не совсем спектакль. Форма этого сценического действия сродни двухчастному музыкальному произведению. Актеры играют голосом, интонациями, повышением и понижением тона, контрапунктом тембров. Взаимоотношения и характеры персонажей также получают голосовые характеристики, как опере. Никакого расцвечивания текста, открытых эмоций и переживаний. Актрисы умирают в текстах Петрушевской, подобно тому, как Станиславский заповедовал режиссеру умирать в актерах. И эти тексты проступают сквозь актерские голоса, как сквозь симпатические чернила, проявляя не только смыслы, но и свой неповторимый звук, ритм и стиль. И становятся зримыми все события и персонажи рассказов – видишь и квартиру, и заколоченную дверь в детскую, и девочку, и кошку с окровавленной пастью из рассказа «Гигиена» (мрачная пророческая антиутопия, написанная за 30 лет до ковида), и черную пустоту улиц, и таинственный автомобиль со смеющимся водителем и загадочным пассажиром, с капюшонами вместо лиц из «Черного пальто». И только музыка врывается в этот страшный, напряженный, но бесстрастный нарратив и комментирует его, не стесняясь отрытых эмоций, темпераментно и яростно проявляет то, что скрыто у актеров под спудом – и отчаяние, и скорбь, и надежду. Скрипка Давида радуется и вскрикивает от ужаса, фортепиано Марии, помимо мелодии, создает мир звук и стуков окружающей среды...
Все исполнители в черном. У актрис на черные костюмы надеты черные пальто. Из декораций только стулья, черный чехол, из которого, как из кучи пепла, выглядывает пианино, словно чудом сохранившись в катастрофе. И еще мерцание маленьких фонариков на заднем плане, как крохотных островков надежды… Надежды на любовь и сострадание, которые одни могут противостоять животным страхам, озверению и смерти. Выживут не те, кто боится смерти и истерически цепляется за жизнь любой ценой, убивая других, а те, кто умеет любить, жалеть и спасать этих других. И неважно кого - кошку, маму или незнакомых соседей по дому.
В своем отзыве на читку я вкратце пересказала сюжеты рассказов. В этот раз обойдусь без спойлеров. Ведь даже если вы не читали эти замечательные тексты, надеюсь, что Рузаннин спектакль, ведомый ее абсолютным режиссерским слухом, не пропустите. А если читали, тем более.
Прекрасные актрисы РАМТа Нелли Уварова и Дарья Андреева а также, как выяснилось, прекрасная актриса Рузанна Мовсесян, которая поставила этот спектакль, выбрали два рассказа Людмилы Петрушевской из сборника «Черное пальто». Помните, как рассказывали после отбоя в пионерском лагере? В одной черной-черной комнате, в черном-черном гробу… Так вот, в черном-черном доме, черной-черной квартире люди в черной-черной одежде и с черными-черными душами изо всех сил пытаются выжить во время страшной-страшной пандемии. Опутанные черным-черным липким страхом, они совершают черные-черные поступки в борьбе за свою жалкую-жалкую жизнь. Но выживут не те, кто борется за гигиену (рассказ так и называется «Гигиена»), а те, кто готов всем поделиться с ближним, будь то больной человек или грязная кошка. Актрисы сумели рассказать смешно о страшном. А потом – светло о страшном. Во второй части по рассказу «Черное пальто» две женщины, попытавшиеся покончить с собой, находят в себе силы вернуться к жизни. А в ней тоже все очень черно, и единственный источник света – несколько спичек, которыми они готовы делиться друг с другом, чтобы выбраться на свет. Делитесь друг с другом едой и светом, как бы мало его не казалось, и сходите на черное-черное «Черное пальто» - один из самых светлых сегодня спектаклей.
👏👏👏👏👏👏👏👏👏👏👏