Комедия |
16+ |
Валерий Белякович |
26 августа 2001 |
3 часа, 1 антракт |
"Самоубийца" - Семен Семенович Подсекальников, простой советский человек, решил свести счеты с жизнью. Ему опротивело жить, потому что он провидит светлое будущее, а настоящее его не прельщает. Но грязная коммуналка, отсутствие работы и жена с немытой головой - слишком глупые поводы для суицида. Подсекальникову нужна веская причина. Совершенно неожиданно на помощь ему приходят незнакомые люди и предлагают тысячу вариантов ответа на вопрос "почему я решил расстаться с жизнью". У любого, кто хоть раз читал крамольную пьесу Николая Эрдмана, создастся впечатление, что главным самоубийцей в ней является не кто иной, как автор. Шутка ли, в 1928 году так посмеяться над советской властью. А ведь полное недвусмысленных намеков и ехидства произведение имеет целомудренное определение - "комедия". Может, окрестив так невинно свою злейшую сатиру, Эрдман и избежал расстрела и умер своей смертью в 1970 году Валерий Белякович понял жанровое определение автора буквально и сделал из "Самоубийцы" самую что ни на есть комедию - крепкую и простодушную, как и все его спектакли. Если в Театре сатиры, где много лет назад с триумфом шел "Самоубийца", публика смеялась нервно и злорадно, то на Юго-Западе в зале царит беззастенчивый животный смех. На сцене много белесого женского тела: сначала Подсекальников (Вячеслав Гришечкин) видит в чем мать родила соседскую любовницу Маргариту Ивановну, затем к нему заявляется увесистая интеллигентка Клеопатра Максимовна. Клеопатра предлагает умереть от любви к ней, что и само по себе смешно, а когда в образе обольстительницы выходит Ирина Подкопаева, веселье в зале достигает апогея. Так вот, под хохот и залихватские цыганские пляски, которыми перемежаются диалоги, пьеса стремительно катится к финалу и вдруг напарывается - по-другому и не скажешь - на последнюю сцену. Здесь Эрдман оставляет шутки и становится серьезен. Затерявшийся было в процессе коллективных гуляний неудавшийся самоубийца снова возникает на сцене со своей трагедией "маленького человека". И невеселыми речами в пух и прах разбивает режиссерскую концепцию.
Итак, пьеса из запрещенных к показу в 20 веке. Сейчас ее уже возможно представлять без получения китайского предупреждения от прокурора, и некоторые театры показывают эту весьма остроумную вещь Н.Эрдмана, на совсем не скучную тему сочетания личного и общественного, в самых разных позах.
Каково же это - быть небольшим человечком и винтиком, чего стоят большие идеи и общественная польза в сравнении с простыми радостями и печалями, страстно, энергично и как-то очень полноценно демонстрирует Дмитрий Гусев. Он, будучи в главной роли, безработного и отчаявшегося занять свое место в жизни, на сцене в клоунском наряде, который с ним вынуждены разделять жена и теща, такие же клоуны по жизни. Жена и теща (Галина Галкина, конечно, теща и самая что ни на есть настоящая, и Жанна Чирва – жена), правда, совсем уж марионеточные типажи, и жизнь их – набор прописанных телодвижений навсегда, а вот борьба Подсекальникова немного интересней и драматичней, напоминает бег курицы по двору, с отрубленной уже головой. Подсекальников исполняет свое па умирающего лебедя бешено и без остановок, при том совершенно не собираясь умирать всерьез. Хотя выясняется, что именно это отчего-то так нужно и поможет многим ребятам в нарядах гражданских. Курица, побывав лебедем, впрочем, надует всех и отклонит топор . И правильно, считаем и мы, зрители, поправляя свои белые комбинезончики, мы тоже хотим просто жить и получать зарплату, а не вот это все.
Отложим револьвер, хотя Санников Андрей – такой убедительный Аристарх Гранд-Скубик – бесподобно хорошо рассказывает, как именно хорошие люди могут выиграть от этого поступка.
И это вечный путь, похоже, выигрываем и выигрываем вроде бы постоянно.
Отставим пистолет, хотя Калабушкину Александру (Ванин Алексей) уже заплатили многие за трагический выстрел. И внезапно – Пересветова Маргарита Ивановна (Барышева Илона) сражает наповал – выходя в рискованном костюме. Вот это разоблачение!
Впрочем, тут нет ни одного неинтересного чем-либо и проходного персонажа
Бесподобно смешной курьер редакции Егорушка (М. Белякович), странненький гость из провинции (Антон Белов), блестящая Клеопатра Максимовна(Ольга Иванова)и несравненный писатель Виктор Викторович (Бородинов Сергей) – все они герои, а не массовка.
Даже на банкете в ресторане «Красный бомонд» их лица и поступки различимы. В те времена были цыгане популярны и романсы. Но в этом спектакле цыганский ансамбль – не приглашенный артисты на корпоратив, или музыкальный портрет эпохи - в ворохе красно-зеленых юбок, красной помаде и черных локонах– являет некий отстраненный символ, они – есть дзен, и смотрят на все со стороны, как боги, даже когда подпевают, не участвуют. Костюмы цыганок при всем этом обладают некоей театральной достоверностью, а вот цыган..широкие штаны, белые рубашки и кудрявые черные парики – все ж больше от французских графов, мушкетеров и парикмахеров. Пудры на парики не хватило, но элегантности, куртуазности и игривости – достаточно.
Пьеса «Самоубийца» Николая Эрдмана - очень смелое произведение с очень неожиданным сюжетом, высоко оцененное Горьким, Луначарским и Станиславским, но так и не поставленное в 20 в. – даже в 1982 г. в театре Сатиры вскоре после премьеры пьеса была снята с репертуара. Но вообще, как мне показалось, не только при советской власти могла возникнуть такая ситуация: дурные люди, стремящиеся воспользоваться тяжелым положением другого человека, есть, увы, всегда и везде. А дело в следующем. Маленький человек Семен Семенович Подсекальников, хотя, какой маленький – совершенно обычный человек, до революции живший неплохо, кушавший гоголь-моголь, теперь потерял работу и вынужден жить за счет жены. И это обстоятельство, да и вообще вся совершенно перевернувшаяся жизнь тяготит его. Вдруг совершенно неожиданно в его присутствии произносятся слова о самоубийстве. Слова эти западают ему в душу, но никакого самоубийства совершать он не намерен, все его фразы в адрес жены - это только поза. Но, как говорится: слово – не воробей. И не вовремя произнесенное слова может привести к тяжелым последствиям. Что происходит в пьесе рассказывать не буду: читайте или смотрите. В пьесе, поставленной Валерием Беляковичем в Театре на Юго-Западе, Подсекальникова совершенно гениально играет Дмитрий Гусев, и смеешься, и огорчаешься, и боишься вместе с ним. Андрей Санников очень хорош в роли Аристарха Гранд-Скубика, а Денис Шалаев в роли священника. В спектакле заняты многие хорошие актеры, и даже Карина Дымонт в роли цыганки в цыганском хоре. Хор, кстати, очень хорошо, нет, не заполняет паузы, а дает передышку между диалогами героев.
Мне, правда, показалось, что, хоть пьеса и была такой острой и долго не печаталась и не ставилась, сейчас тема ее уже не так неожиданна. Все было в целом довольно предсказуемо. В наше время, как это не ужасно звучит, мы привыкли к трагедиям, слыша и читая о них ежечасно в интернете.
Театр на Юго-западе -то место, в котором я всегда заряжаюсь невероятной энергией.
Спектакль «Самоубийца», поставленный Беляковичем Валерием Романовичем, идет на сцене театра с 2001 года, и до сих пор собирает полный зал. Да, что там зал! Нет ни одной свободной ступеньки, ни одного свободного стульчика – везде зрители!
Пьеса Николая Эрдмана давно полюбилась театральным режиссерам. Ее ни раз ставили. В этом театре она просто вписалась, вжилась в репертуар.
Мы попадаем в коммунальную квартиру, где всем нет дела друг для друга…ровно до тех пор…пока один из ее обитателей не принимает решение проститься со своей жизнью… И тут такое начинается!!! Это нужно видеть!
Одна из полюбившихся мне сцен – та, в которой художник, представитель торговли, общественник и прочие горожане спорят, что же должно быть в предсмертной записке гражданина Подсекальникова. С одной стороны – это комедия, полный абсурд. С другой – спектакль отчетливо демонстрирует отношение общества к каждому отдельному человеку.
В этом театре мы всегда видим яркую и искрометную работу артистов. Они настолько живые, их энергия передается в зал! Дмитрий Гусев неподражаем в роли Подсекальникова Семена Семеновича. Он невероятно экспрессивный в моменты радости, ликования, в те секунды, когда он чувствует себя нужным всем и каждому, чувствует свою значимость, и такой трогательный в своих душещипательных монологах, в которых он рассуждает о своей печальной участи.
Здесь каждый артист – яркая личность со своим собственным миром и характером. Как постоянный зритель, я давно их всех успела полюбить.
Михаил Белякович в роли Егорушки со своим абсолютно сумасшедшим взглядом и с «марксистской точкой зрения», Санников Андрей (Гранд-Скубик Аристарх Доминикович) со своими пламенными речами о молчащей интеллигенции, Иванова Ольга (Клеопатра Максимовна) так страстно рассказывающая о своих ухажерах из далекого прошлого, Илона Барышева (Пересветова Маргарита Ивановна) – абсолютно сумасшедшая в своем красном костюме (увидите, сразу же поймете, о чем это я). Хочется отметить каждого. Огромное спасибо вам за это бесконечное настроение праздника!
Сценография -выстроена просто идеально. Хочу вам напомнить: сцена театра на Юго-западе находится на одном уровне со зрителем, есть два углубления, которые умело используются в качестве заднего плана. Так вот: все пространство задействовано. Действие происходит во всех уголках сцены, оно многогранно, объёмно. Все движения героев по площадке выстроены по четким ломаным и прямым линиям.
Декораций практически нет. Основу декораций составляют столы-трансформеры, которые могут превратиться в супружеское ложе. Тумбу для выступлений, клетку и прочее.
Театр на Юго-западе – мой самый любимый театр! В него хочется возвращаться вновь и вновь!
Шла на постановку «Самойбицы», зная, что пьеса комедийная и автором ее является Николай Эрдман. Что знакома с другими его творениями, в мыслях не было. После того, как однажды перед театральным просмотром перечитала с десяток отзывов, а затем была жутко разочарована, поскольку полностью исчезла вся интрига, отзывов и описаний стараюсь не читать. И даже с историей создания вещи предпочитаю знакомится после просмотра.
Так что в первые минуты представления сама догадывалась, что вещь двадцатых-тридцатых годов, очень уж сильно лексика перекликается с Зощенко, Булгаковым, Ильфом и Петровым, пьесами Маяковского. Вот как определить, что не 19 век и раньше?.. а хотя бы по обращению в бытовых разговорах к собеседнику «гражданин» и даже к родственникам по имени отчеству. И действительно, оказывается пьеса была написана в 1928 году, но постановки в довоенное время хотя за нее брались 3 театра (Мейерхольда, Вахтангова и МХАТ) так и не дождалась, поскольку в 1933 году автора арестовали. Почему в 1928 сразу за пьесу не закрыли, непонятно, поскольку диалоги весьма остры.
Так что же с «Самоубийцей» на Юго-Западе. Пьеса сатирическая, некоторые темы слегка запылились, но реплики и остроумные постановочные решения заставляют моментами хохотать во весь голос. Смеемся же мы над кадрами «Волги-Волги», а это оказывается тоже Эрдман.
С ролями все отлично. Играть на Юго-Западе умеют. Образ главного героя Семен Семеновича Подсекальникова очень гоголевский. Этакий женатый Башмачкин, и его отлично воплощает Дмитрий Гусев. В пьесе более 15 действующих лиц, и каждое — свой яркий характер.
Едкая, яркая комедия. На сколько там минута смеха жизнь продлевает? Мне продлили. Советую и вам эликсирчику.
о "Самоубийце" в постановке Валерия Беляковича я слышала только хорошее. Да и такой органичный Дмитрий Гусев в главной роли.. Но я оттягивала просмотр, боялась, вот такое неприятие оставила "Сатира и Роман Ткачук" в свое время. И как же здорово, что я все же посмотрела "Самоубийцу" в Театре на Юго-Западе! Это такое наслаждение образами,которые создали артисты театра! Как по другому, понятно "восстановился" для меня смысл пьесы.
Итак, пьеса о маленьком человеке и системе. Осознание собственной ненужности и обременительности для семьи толкают бедного Подсекальникова к мысли о самоубийстве. Хотя..это была только мысль, которой очень быстро задали направление и материализовали окружающие товарищи. Ведь как удобно провозглашать манифесты чужими руками и устами, и желающих нашлось довольно много. Сразу и револьвер, и предсмертная записка (и даже несколько) появляются к услугам горе-самоубийцы. Однако курьез в том, что "убивавшийся" уже не хочет "самоубиваться". Вот такой казус на удивление всем. Такой сюжет пьесы, в свое время запрещенной и не поставленный при жизни автора.
Валерий Белякович со своими невероятными актерами сделал вневременную трактовку. Да, время начала НЭПа, да, неприятие тогдашней власти, да,трудные времена для человека, не нашедшего свое место в ней. Но разве только тогда были такие люди? Неприспособленные, не желающие идти "в ногу" со всеми, да и вообще не желающие трудиться? А определенные группки людей, что не прочь использовать момент щекотливый для достижения своих целей? Главное инфоповод, а трактовочку свою придать можно. Поэтому смотришь спектакль, а ассоциации разные проскальзывают.
А трагедия маленького человека? Это вообще что-то гоголевское. Мне вообще этот спектакль напомнил "Записки сумасшедшего" почему-то, особенно сцена предсмертного банкета. Этакое "возвышение" Подсекальникова над всеми. Герой на час, но как возвысился в собственных глазах герой! Что даже звонок в Кремль для него пустяк.
И вся эта фантасмагория в обрамлении цыганских песен и плясок! Причем таких красивых песен и зажигательных плясок! Гротеск и страсть это "конек" Юго-Запада. И на "Самоубийце" этого с лихвой! И каждая актерская работа-маленький шедевр.
В первую очередь это, конечно, Дмитрий Гусев в роли Подсекальникова. Интересные метаморфозы с ним происходят. То он жалкий и капризный человечек, без работы и с великими прожектами разбогатеть. Главное раздобыть трубу бейный бас. Как он читал самоучитель и пытался на ней играть! Совершенно комическая и нелепая сцена)).Потом он разбитый горем и своей никчемностью неудачник. Ну а на встречах с подстрекателями к самоубийству, всей это шатии-братии псевдоинтеллигентской и мелкобуржуазной, он уже ошалевший от всеобщего внимания и легкий как Хлестаков в сцене вранья. Хотя все время проскальзывает надломленность и внутреннее горе человека не понятого никем, а главное и им самим. Единственное что вынес Подсекальников из всего этого балагана-курьеза это стремление Жить! Недаром жена Мандельштама писала о пьесе Эрдмана " Это пьеса о том, почему мы остались жить, хотя всё толкало нас на самоубийство "
Образ получился очень сильным-трагикомическим и блестящим. А уж танец с трубой на поклонах так вообще услада для глаз.
Прекрасный дуэт-жена и теща Подсекальникова- Мария Лукьяновна и Серафима Ильинична- в исполнении Жанны Чирвы и Галины Галкиной. У Жанны Чирвы получился довольно трагический образ, который даже выпадает из плеяды других довольно комичных героев пьесы. Она действительно та, что любит своего мужа и готова за него и вкалывать за двоих, и последнюю рубашку снять, и лить слезы -горевать, идя за гробом. Теща у Галкиной получилась классическая,милые перебранки с зятем веселые украшения спектакля.
овершенно юмористически точные получились герои "доброжелатели", протянувшие руку с револьвером и предсмертными записками главному герою. Это озабоченный и предприимчивый Калабушкин (Алексей Ванин) со своей боевой подругой Маргаритой Ивановной в костюме Евы, практически (Илона Барышева). И шикарный борец-интеллигент велеречивый Гранд-Скубик (Андрей Санников). И парочка литератор-торговец в исполнении Сергея Бородинова и Константина Курочкина. Обворожительная Ольга Иванова в роли дивы Клеопатры Максимовны. И Ирина Сажина хороша в роли Раисы Филипповны. А уж Егорушка-курьер-марксист вообще потрафил мне) Михаил Белякович изумительно и страшно выразил сущность взглядов идейной толпы.
Хочется еще отметить сценографию. Всего-то табуретки, много табуреток..но они же и брачное ложе, и трибуна, и банкетный стол, и...катафалк. Как всегда необычно и здорово.
Спектакль получился динамичными, смешным и мудрым. Спасибо!