Москва
8.5

Спектакль
Служанки

Постановка - Театр — Сцена «Мельников»
скачать приложение
Бот
Описание организатора
Описание Афиши
О спектакле
Жан Жене (1910–1986) – enfant terrible французского авангарда. Написанный им в тюрьме роман «Богоматерь цветов» сначала ужаснул, а затем восхитил Жана Кокто, который открыл Жене дорогу во французский литературный мир. В основе пьесы «Служанки» (1947) лежат проходящие через все творчество писателя темы индивидуальной свободы, вступающей в конфликт с социумом и отвергающей его условности, любви и преступления, красоты и низости. Поставленный впервые в 1988 году в театре «Сатирикон» спектакль «Служанки» принес Виктюку славу кумира богемы и сделал его символом нового театрального направления. Он положили начало стилю, который позже стал именоваться viktyuk style – утонченные линии модерна, красота и фантастическая театральность действа, происходящего на сцене. Осенью 2018 года культовому спектаклю Романа Виктюка исполнилось 30 лет. Постановка пережила три редакции (1988, 1992 и 2006 годов), была показана во многих странах, получила международное признание и собрала восторженные отклики в прессе. Спектакль неизменно вызывает большой интерес у зрителей и идет с аншлагами, независимо от того, на какой площадке играется – в Москве, регионах или за рубежом. Это спектакль с пронизывающей до мурашек энергетикой до сих пор не могут забыть зрители нескольких поколений. Пьесу Жана Жене Роман Виктюк поставил, следуя рекомендациям драматурга: все роли в ней должны исполнять только мужчины. Режиссер создал мощный вневременной «театральный ритуал»: исследуемые в нем тайны человеческой души не имеют срока давности, и сценическое долголетие «Служанок» – прямое тому доказательство. Две сестры Соланж и Клер служат в доме у Мадам. Завидуя красоте и богатству хозяйки, служанки играют в Мадам, надевая ее платья и украшения, копируя ее манеру говорить и двигаться, – и заигрываются: анонимно клевещут на любовника Мадам Месье в полицию и решают убить хозяйку, виня во всех своих несчастьях едва замечающую служанок экзальтированную женщину. По степени магнетического воздействия на публику, сценографической выверенности и художественному совершенству «Служанки» – один из лучших образцов виктюковской игровой эстетики и своеобразный манифест его театрального метода. Спектакль представляет собой мощно заряженный синтез драмы, хореографии и музыки, в котором каждый жест, каждый поворот тела и каждая интонация работают на многократное усиление выразительности образа. Сложный грим актеров (Лев Новиков), отсылающий к исполнителям театра кабуки, и подчеркивающие особую пластику тела костюмы добавляют происходящему на сцене дополнительную символическую нагрузку.
  • Служанки – афиша
  • Служанки – афиша
  • Служанки – афиша
  • Служанки – афиша
  • Служанки – афиша
Драматический
18+
Роман Виктюк
17 сентября 1988
2 часа 30 минут, без антракта

Участники

Как вам спектакль?

Отзывы

3
urry75
2 отзыва, 128 оценок, рейтинг 21
8 апреля 2008

Я счастливый человек, впервые "Служанок" я посмотрел в 1996 году. Это был первый серьезный опыт общения с театром. Тогда этот спектакль меня потряс.
Вчера я увидел его спустя почти тринадцать лет. Попробую проанализировать. Тогда это был мужской взгляд на женскую сущность, тогда это было отчаянье, что Служанкам никогда не стать подобными Мадам, тогда это была безупречная пластика наполненная смыслом. Сейчас: это пародия на женщин, сейчас это мужская обида, что им никогда не стать женщиной, это та же безупречная пластика, но к сожалению, с не близким мне содержанием, 33 финала в конце спектакля, чего не было раньше, и отчаянное трависти-шоу, с выкриком: "ох...еть!", которое вообще к пьесе и спектаклю "Служанки" не имеет отношения. Я был не просто разочарован, я был потрясен. Женщины были в экстазе, устроив актерам и режиссеру овации. Мужчины, подталкивая их, говорили: "Ну пошли уже". Я разругался в пыль со своей девушкой, потому что она считает этот спектакль гениальным и пришла на него в девятый раз. Короче, вечер был испорчен :) Роман Виктюк - гениальный режиссер, и тем обиднее, что он допускает такое в своей постановке. Раньше - это была глубокая история, рассказанная мужчинами, сейчас - трависти-шоу, с бесконечным самолюбованием.

20
3
7
alla-lala
7 отзывов, 103 оценки, рейтинг 90
20 июня 2012

На постановках Виктюка я до этого не была, возможно именно этим можно объяснить все то, что я напишу ниже.

Одно из самых сильных мест этого спектакля, на мой взгляд, - это музыка. Сильная, эмоциональная, яркая, она подчеркивала нужные моменты пьесы, расставляла акценты.

Еще одно сильное место - хореография и пластика актеров. Порой мне хотелось, чтобы они перестали говорить, и только двигались или танцевали. И, мне кажется, этого хотелось не только мне одной, потому что в эти моменты переставали скрипеть стулья в зале, зрители прекращали кашлять, смотреть на часы и все завороженно смотрели на сцену.

Манера речи актеров была очень своеобразной, она поначалу меня даже немного раздражала. Конечно, я все же привыкла к этим "правилам игры", к манере актеров говорить нараспев и даже сама себе объяснила, почему они так делают, но смотреть это было тяжело и местами даже скучно.

Грим, костюмы и декорации. Это все понравилось, хоть и было несколько гламурно, но это вписывалось в общий стиль спектакля. В любой момент на сцене была красивая картинка.

"В "Служанках" должны играть мужчины. Именно мужчины", - эту фразу как эпиграф в начале спектакля произносят от лица драматурга, а в конце спектакля произносит ее и сам Виктюк. Актеры также очень тяжело расстаются с юбками, женским обликом, и устраивают нам получасовой поклон, который сначала был интересен, но после выхода одного из актеров в стрингах и на каблуках стало неприятно на все это смотреть, хотя и танцевали они прекрасно.

Другими словами, общее впечатление - шок, шок, шок. ТАКОГО в театре я еще никогда не видела, и после просмотра долго переваривала и обдумывала свои впечатления... Мне стало очень интересно, что же творится в голове у Виктюка. Ведь то, что мы увидели на сцене, - это только вершина айсберга внутреннего мира режиссера...

Впечатление сильное, противоречивое, не совсем цельное. Стоя я апплодировать не стала, не хотелось, а мой молодой человек сказал, что ему спектакль не понравился.

Хочу увидеть другие постановки Виктюка, чтобы составить более цельное мнение о нем.

P.S.: для тех, кто уже посетил этот спектакль и хочет снять напряжение, смотрите очень смешную пародию в КВН: http://www.youtube.com/watch?v=7tnHMkHqQdo

10
0
9
Julia
1 отзыв, 7 оценок, рейтинг 4
1 июня 2014

"Служанки" Романа Виктюка - не просто спектакль, не просто театр, гениальное произведение искусства. Идеальное воплощение не идеальной человеческой сущности. Возможно ли представить женщин, играющих этот спектакль? Абсолютно невозможно. Ни одна женщина не сможет снять с себя маску так как обнажают перед нами женскую личину актеры театра Виктюка. Их лица в густом гриме, они извиваются как змеи, выслеживающие и душащие свою жертву, движения, эмоции - гипертрофированны. Это мог бы быть театр абсурда, если бы в голову не приходила одна главная мысль - они реальнее всех, с кем мы общаемся в реальной жизни. Игра актеров совершенна, движения - филигранны. Если бы мы смотрели спектакль по кадрам- каждый стал бы прекрасной картиной. Ничего не делается просто так - каждый шаг, каждое движение рук, каждое слово и интонация - идеальны. Гений Виктюка создал шедевр, прекраснее которого сложно найти.

4
0
5
Евгений Захаров
4 отзыва, 124 оценки, рейтинг 36
13 ноября 2013

Социальную драму за кривляньями актеров не разглядеть. Зато хорошо видна волосатая промежность актера, не раз нарочито выставленная залу напоказ в конце спектакля. Тоже замысел режиссера?.. Не уверен, что ответ есть. В целом, конечно, любопытно.. Но процесс как-будто идет сам по себе. Представляется, как Виктюк в течении 5 минут объясняет основные тезисы спектакля актерам, и просто дает им на откуп почти 3 часа: затянуто. Особенно, учитывая откровенно пошлое получасовое мужское варьете в конце, отсекающее происходящее от замысла автора, от первоисточника. Не позволяющее уже надеяться, что это творческий полет мысли, авторский подход к произведению. Или Виктюк заставляет нас задуматься: нам не так интересен социальный контекст.. Что мы с легкостью забываем о человеческих трагедиях, обреченной несправедливости социальной пропасти и при виде голой мужской волосатой жопы вскакиваем с места и восторженно начинаем хлопать?... Но что-то очень сомневаюсь, что добивался он того, чтобы зритель задумался об этом. Потому что в результате весь зал стоя хлопает волосатой мужской потной промежности в стрингах, имитирующей движения полового акта. И задумчивых лиц в очереди в гардероб я не увидел. Буду представлять, что Виктюк в своей интеллектуальной инфальтильности, увлекшись желанием удивить, и сам не понял, Что он сделал. Имел ввиду только for fun. Так легче. Но, черт побери, не понимаю: я не собирался никогда видеть потную волосатую мужскую жопу в стрингах, имитирующую движения полового акта - как я оказался в этой ситуации?!!! Сходил на Виктюка. Вот и познакомились)))

3
0
9
Ада Карина
13 отзывов, 13 оценок, рейтинг 18
7 ноября 2012

Спектакль «Служанки»
Автор – Жан Жене
Постановщик – Роман Виктюк
«Балтийский Дом», 6.XI.2012

СЛУЖАНКИ, но не слуги

Только мужчины должны играть в «Служанках». Жан Жене
Только мужчины должны играть в «Служанках». Роман Виктюк

По замечательной античной традиции актерами могли быть только мужчины. Роман об этом не забыл, и снова зазвучал инфернальными аккордами театр настоящий.
Лица густо смазаны краской: не лица, а маски с недостертыми румянами.
Атлеты (наверное, именно так выглядели эллины!) в пышных юбках, светопредставление, прекрасная музыка и максимум движения. Только не подумайте, что это какой-то кочевой китайский цирк – здесь все красиво и изящно, тонко, звонко и с юмором. Пусть Жан Жене перевернется в гробу и проклянет Романа самым черным проклятьем за извращение его патологичных замыслов - всё равно это действо стоит увидеть.
Душераздирающая драма двух полоумных служанок:
Дичайшие девицы с отравленным чаем, Соланж в перчатках убийцы-душителя – красная резина пахнет кухней и кровью. А чего стоит фееричное появление Мадам в пышном белом боа и балетных тапочках, бутафорских жемчугах и злате! Слезы на глаза наворачиваются. Она вся такая страдающе-воздушная в полете своей душевной скорби – дама небесная-бестелесная. Когда Мадам надела меховое манто с изумрудной подкладкой – зал содрогнулся!
Финальный кордебалет был несколько затянут, и не все зрители усидели. Даже не верится: неужели жалко уделить замечательным артистам лишние 15 минут? Хотя бы в честь праздника: 6 ноября был день рожденья Дмитрия Бозина – исполнителя роли чародейки Соланж.
Чудесная пластика, изысканные декорации, инфернальные фантазии Романа и потрясающее исполнение. Вот он Театр с большой буквы. Спасибо артистам и конечно Роману. Он сердечно заверил, что петербургская публика у него самая любимая. Хочется верить! Если немножко приврал – не смертельно, здесь ему рады всегда.

3
0
...

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Афиша Daily
Все

Подборки Афиши
Все