Москва

Выставки марта в Петербурге: передвижники и Дали

Дарья Мартыненко
Привезенная из Москвы испанская живопись, «эротическая» графика Сальвадора Дали и «полосатая гостиная» Данила Дэге — собрали выставки, которые петербургские музеи и галереи подготовили к марту.
  • Экспозиция охватывает период с конца XV до начала XIX века — от поздней готики до золотого века испанской живописи. Это полотна Луиса де Моралеса, Эль Греко, Франсиско де Сурбарана, Бартоломе Эстебана Мурильо, Антонио Переды, Диего Веласкеса и Франсиско Гойи — художников, которые, продолжая традиции мастеров прошлого, сформировали независимую национальную школу. Они мало обращались к мифологии, преимущественно изображали евангельские сюжеты и жизнеописания святых, дополняя их собственными наблюдениями за окружающим миром. Строгая сдержанность и аскетизм соседствуют здесь с безудержной пышностью, косность — с художественной смелостью, а архаизирующее начало — с опережающими свою эпоху новаторскими решениями. На выставке в Эрмитаже собрали 18 картин из столичного Пушкинского музея и четыре — из собственной коллекции, что позволило показать вместе разделенные в 1924–1930 годах пары работ.

    Подробнее о выставке
  • Гений сюрреализма и, пожалуй, самый эпатажный художник XX века, Сальвадор Дали творил, взяв на вооружение теорию Фрейда и черпая вдохновение в подсознательных страхах и сексуальных фантазиях. Именно с этого ракурса предлагают посмотреть на его творчество в галерее на «Ленполиграфмаше». Здесь представлено больше 100 оригиналов Дали, среди которых — гравюры к «Тайным поэмам» Аполлинера и «Декамерону» Боккаччо, «Науке любви» Овидия и мемуарам Казановы, «Песни Песней царя Соломона» и «Венере в мехах» барона фон Захер-Мазоха. Графику дополняют бронзовые скульптуры художника, его объекты из стекла и редкие прижизненные фотографии. Примечательно, что значительная часть экспонатов демонстрируется в России впервые.

    Подробнее о выставке
  • Передвижников объединяло убеждение в том, что искусство способно влиять на духовный мир людей, поэтому они устраивали показы выставок во многих городах. И если полотна передвижников в большинстве своем хрестоматийны, графика часто остается за кадром, хотя в ней дух времени и новаторство отразились не меньше. В портретных карандашных рисунках они запечатляли черты представителей разночинной интеллигенции и крестьян, стремясь выявить общее, типическое, свойственное поколению. В пейзажах изображали не Италию (как всю предыдущую половину столетия), а мотивы родной природы, в бытовом жанре показывали полные юмора сценки с развернутым сюжетом. Чтобы расширить представление о творчестве товарищества, в Русском музее собрали графику как Репина, Шишкина, Сурикова, Левитана, Крамского, Маковского, так и их последователей.

    Подробнее о выставке
  • Ирина Корина, Ольга Божко. Притча
    закончилась 7 апреля 2024 Объект

    Совместный проект двух топовых актуальных художниц — Ирины Кориной и Ольги Божко — посвящен неизбежности переосмысления нашего прошлого. В своих работах они наделяют сакральными значениями простые предметы, не имеющие высокой художественной ценности, например рукодельные деревянные скворечники и вышитые кроссворды. И тем самым погружают в пограничное состояние между сном и явью, вызывая волну личных воспоминаний, неизбежно измененных временем и нашей собственной памятью. Можно сказать, что художницы в некотором смысле создают эффект сломанного телевизора, транслирующего мутирующие бытовые сообщения и картинки. По задумке, в голове зрителя они будут обрастать новыми историями, мифами и легендами, искажающимися в процессе их передачи и восприятия и словно размывающими границу между прошлым и настоящим.

    Подробнее о выставке
  • На двух площадках Галереи Марины Гисич открывается двусоставная ретроспектива Юрия Никифорова. Эта выставка под кураторством Александра Дашевского — попытка переоткрыть художника, не получившего должного внимания на российской арт-сцене при жизни. Помимо общественной деятельности, Никифоров, которого часто называют последним модернистом ленинградского андеграунда, создал множество крупномасштабных брутальных панно, картин, объектов, в которых воедино сплавлены природные и промышленные материалы: стекло, железо, песок, земля, гудрон, хлеб, арматура и многое другое. Именно на брутальный экспрессионизм Никифорова предлагают взглянуть в основных залах галереи, рассматривая его язык как сложное социально-критическое высказывание. А в Marina Gisich Projects можно увидеть редко экспонировавшиеся рисунки и картины 1980–1990-х годов и проследить основные сюжеты в его творчестве.

    Подробнее о выставке
  • Путешествие на Восток
    закончилась 14 апреля 2024 Фотография

    Продолжая взятый арт-институциями курс на ориентализм, «Росфото» открывает масштабный проект о многовековой страсти к восточным странам, показывая фотографии, сделанные там учеными, художниками и туристами XIX — начала XX века. Еще с момента возникновения этого жанра фотографы стремились запечатлеть выразительные храмы Египта, дворцы Константинополя или пейзажи Святой земли. Именно благодаря этому явлению, научным экспедициям и коммерчески успешным ателье фотография тогда распространилась по миру и открыла для широкого круга зрителей экзотические виды Китая, Монголии, Японии, Филиппинских островов, Сингапура и других локаций Шелкового пути. Среди более чем двухсот экспонатов — редкие кадры Николая Чарушина из Монголии, снимки Дмитрия Ермакова и Феликса Бонфиса из Турции, египетские фотографии из ателье братьев Зангаки и Антонио Беато, работы придворного фотографа Антона Севрюгина из Ирана, а также снимки ташкентского ателье Александра Энгеля.

    Подробнее о выставке
  • Данил Дэге. Полосатая гостиная
    закончилась 14 апреля 2024 Живопись

    Персоналка молодого петербургского художника Данила Дэге — это серия новых живописных и графических работ про поиск safe space, написанных во время его пребывания в Израиле, Испании и Грузии. Экспозиция воссоздает гостиную, где встречаются герои и предметы из этих стран. Собранная из фрагментов полосатая комната (так художник напоминает, что жизнь — это череда не только черных и белых полос) представляет идеальный мир, в котором Данилу удается выстроить эмоциональное и теплое пространство. Это одновременно мастерская художника, его место силы и ковер-самолет, кочующий вместе с ним по всему миру, сотканному из любви и надежды.

    Подробнее о выставке
  • Молодая голландская художница Тамара Стофферс работает в технике коллажа, соединяя советскую визуальную культуру и сюрреализм. В 2017 году она впервые побывала в России, поступая в один из художественных вузов. Так и не поступила, но, готовясь к вступительным экзаменам, буквально заболела наследием советской визуальной культуры и так увлеклась ее исследованием, что специально для этого выучила русский язык. Коллажи она создает из фотоальбомов и журналов 1960-х и 1970-х, издававшихся на экспорт во времена развитого социализма, которые находит в букинистических магазинах и на барахолках. Пленительная атмосфера полупустых улиц с новенькими зданиями в духе интернационального стиля и портреты колоритных babushek увлекли ее в продолжительное сюрреалистическое путешествие настолько, что прямо в комнатке голландской жилой общины, на радость четырем соседям, она реконструировала интерьер традиционной коммуналки — разумеется, согласно своим представлениям о ней.

    Подробнее о выставке
  • Анна Андржиевская. Сюрприз контейнер
    закончилась 12 мая 2024 Видео

    Новый проект Анны Андржиевской имитирует научную лабораторию. Согласно легенде, в галерее была распакована капсула, найденная в 2022 году парагеологами в тектоническом разломе Уральских гор. Внутри нее обнаружили неопознанные объекты, свидетельствующие о существовании неведомой цивилизации из параллельной реальности, в которой произошла катастрофа. Зрители могут самостоятельно восстановить цепь событий и разгадать причину произошедшего. В качестве подсказок — работы в различных жанрах и техниках, созданные художницей за последний год (после переезда в Барселону).

    Подробнее о выставке