В 2009 году посреди Индийского океана сомалийские пираты захватили американский грузовой корабль — его капитан Ричард Филлипс сумел спрятать остальную команд у, оказался единственным заложником, был спасен военными и в итоге написал про свой опыт духоподъемную книжку. Режиссер Пол Гринграсс (мастер саспенса, любитель скорострельного монтажа и автор двух фильмов про Джейсона Борна) экранизирует ее со всей необходимой остросюжетностью, но, на удачу, не забывает проговорить обычно опускаемую в таких сюжетах истину — что пират в общем и целом такой же человек, как и главный герой в исполнении Тома Хэнкса.
Биография, Боевик, Триллер |
16+ |
Пол Гринграсс |
10 октября 2013 |
5 декабря 2013 |
2 часа 14 минут |
phillips-film.ru |
Весна 2009 года, Вермонт, Ричард Филлипс (Хэнкс), суховатый мужчина средних лет, едет с женой в аэропорт, обсуждая, как тревожно стало жить в нынешние времена. Через несколько дней сухогруз Maersk Alabama под управлением Филлипса направится из Омана в Кению, мимо берегов Сомали — в водах, кишащих пиратами, — и крохотная группа сомалийцев возьмет его на абордаж. До этого пираты ни разу не атаковали суда под флагом США — и не знали, что им придется столкнуться сперва с героическим капитаном, а потом и со всей мощью американской военной машины.
Фильм про 11 сентября («Потерянный рейс») британец Гринграсс выпустил через пять лет после событий, сейчас потребовалось и того меньше — дистанция между сюжетами CNN и (весьма вероятными) оскаровскими речами становится все короче. Эстетическая дистанция, впрочем, тоже: квазидокументальную манеру съемки сам же Гринграсс в двух «Борнах» сделал мейнстримом, а здесь вдобавок практически все действие происходит на воде, поэтому трясущаяся камера едва ли должна удивлять. И это по-прежнему работает: двухчасовой фильм с известным исходом удерживает внимание исключительно художественными средствами — своим напором, мнимо истеричным монтажом, тревожной музыкой, своей тряской, в конце концов. И, конечно, Хэнксом, которому без видимых усилий — за исключением козырной финальной сцены — удается создать человеческий образ чуть сложнее прописанного в сценарии. При всем этом «Капитан» — работа как минимум спорная. Знаменитые сомалийские пираты при ближайшем рассмотрении оказываются четырьмя тощими молодыми людьми с «калашниковыми», и где-то в глубине этой картины прячется другая, действительно интересная: о том, как захватчики вдруг сами становятся заложниками, как несколько нищих парней, вышедших на лодке в море заработать единственно доступным себе способом, превращаются во врагов целой армии профессиональных бесстрастных убийц, вооруженных разными невероятными приборами. Конечно, Гринграсс держит этот сюжет в голове — и постоянно играет с масштабом, прямо противопоставляя гигантские военные крейсеры шлюпке пиратов, рутинное мастерство американцев — панике сомалийцев, беспрерывно жующих наркотические листья. Но прочесть эту демонстрацию тотального превосходства можно по-разному, и почти ничто не мешает увидеть в ней милитаристское самодовольство. В некотором сочувствии пиратам, которое позволяет себе режиссер, — попытке, так сказать, войти в положение — сквозит скорее оскорбительная снисходительность сильного, чем желание взглянуть на вещи под другим углом. Возможно — и даже вероятно, что пропаганда американского ВПК — последнее, что хотелось снять Гринграссу, но, пусть невольно, он приблизился к этому сомнительному мероприятию на расстояние выстрела.