Для поимки кибертеррориста, угрожающего международной безопасности, из тюрьмы освобождают гениального хакера. Новый фильм величайшего Майкла Манна, не снимавшего ничего со времен «Джонни Д.» про Диллинджера. Несмотря на компьютерную подоплеку, картина обещает быть эффектным интернациональным триллером с немалым количеством стрельбы. В главной роли Крис Хемсворт, для которого это лучшая возможность остаться в памяти человечества не только Тором из фильмов по комиксам Marvel.
Боевик, Драма, Криминальный |
18+ |
Майкл Манн |
13 января 2015 |
29 января 2015 |
2 часа 4 минуты |
На атомной электростанции в Гонконге происходит авария, вызванная компьютерным вирусом. Вскоре похожая программа что-то мутит с фьючерсами на соевые бобы на Чикагской бирже. Правительства США и Китая, озабоченные случившимся (скорее, наверное, взрывом реактора, чем соей), санкционируют совместное расследование. Китай представляют Чен (Ван), молодой специалист по киберпреступлениям, выпускник Массачусетского технологического, и его сестра, программист и красавица (Вэй). Группу ФБР возглавляет строгая черная женщина (Дэвис).
Чен немедленно обнаруживает, что в основе вредоносного кода лежат его собственные старинные разработки, сделанные совместно с институтским приятелем, и под этим предлогом требует привлечь последнего к расследованию. Ник Хэтэуэй (Хемсворт), программист и красавец, мотает большой срок за взлом банковских счетов, занимаясь в одиночной камере самосовершенствованием и мелким телефонным мошенничеством. Он соглашается помочь ФБР с условием, что его отпустят в случае поимки хакера.
«Кибер» начинается с панорамы Земли, снятой с небес, а уже через минуту камера путешествует по микросхемам: хакерскую атаку Манн показывает как наводнение, стихийное бедствие с точки зрения какого-нибудь килобайта. В фильмах типа «Трона» нечто подобное делали еще тридцать лет назад. Но в отличие от классиков гик-кино Манн не зачарован поэзией реле и разъемов — разве что эстетически. Для него это не «новая реальность», не воображаемый слепок реального мира, а метафора его уязвимости, что-то вроде человеческих внутренностей. И хотя у режиссера достанет вкуса ограничиться единственным путешествием внутрь компьютера, этого визуального образа хватит на следующие два часа, и ночные вертолетные съемки небоскребов — то, что Майкл Манн умеет делать лучше всех в мире, — будут рифмоваться с ним вновь и вновь. На уровне идей «Кибер» — об этом: о том, как микросхемы перестали отличаться от зданий, удар по клавишам — от рюкзака с тротилом, о том, как единички и нули, растеряв романтический флер, превратились в предельно конкретный колюще-режущий инструмент; короче говоря — о сегодняшнем дне.
Однако идеи никогда не были сильной стороной Манна, даже в лучшие времена (в чем идея всеми обожаемой «Схватки»? будь мужиком?). И этот фильм очень просто обозвать глупым, найдя тому множество подтверждений. Сценарий кишит дырами и несуразностями. Таких хакеров не бывает. Таких романов — Хемсворт и китаянка, пару раз проехавшись на машине, уже готовы отдать друг за друга жизнь — не бывает. Так люди не разговаривают и себя не ведут. Под конец «Кибер» превращается в какого-то уцененного «Бонда». Но кино Майкла Манна вообще не про это. Сценарий выглядит чисто служебным, потому что он такой и есть: режиссеру нужно, чтобы герои из точки А перешли в точку B, а оттуда в точку C (Лос-Анджелес, Гонконг, Джакарта). Кино Манна, собственно, про кино, про взаимоотношения людей и объектов в пространстве и времени и способы рассказа об этом. Снимая на видео, злоупотребляя крупными планами и не боясь расфокуса, Манн сокращает дистанцию до символической — и когда во второй половине фильма начинают свистеть пули и взрываться автомобили, эти пули и обломки можно почти потрогать. Техногенная реальность интересует режиссера прежде всего как мир предметный: он ощупывает лэптопы точно так же, как пистолеты или орудия для взлома сейфов в предыдущих фильмах. И не его вина, что актуальная цифровая преступность выглядит, наверное, менее выразительно, чем былая аналоговая. Впрочем, бледные очкарики, склонившиеся над клавиатурами, — это к другим авторам: Манн регулярно выманивает своих героев на улицу, где можно умереть, или просто постоять с задумчивым видом, или раствориться в мареве неоновых бликов. Все второстепенные нелепости «Кибера» с лихвой искупаются несколькими экшен-сценами невероятной, захватывающей дух красоты. Отвертка, оружие компьютерщика, входит в сердце не хуже финского ножа.