Приключение, Фэнтези |
12+ |
Сэм Рейми |
14 февраля 2013 |
7 марта 2013 |
2 часа 10 минут |
disney.go.com |
Уличный фокусник Оз (Франко), зарабатывающий самодельными представлениями, клеит девушек рассказом про музыкальную шкатулку, подаренную героически погибшей бабушкой, видит в себе потенциал Томаса Эдисона и мечтает о величии, желательно — конвертируемом в деньги. Величие обрушивается на него в виде урагана, переносящего Оза на воздушном шаре в страну, по странному стечению обстоятельств названную его именем: там поют птицы, благоухают цветы и правят три ведьмы (Кунис, Вайс и Уилльямс), одна из которых портит всем жизнь без особых на то причин — просто потому что злая. Старинная легенда страны Оз гласит: однажды с неба свалится волшебник, который убьет злую ведьму, и в стране восторжествуют добро и порядок, волшебнику достанется трон в Изумрудном городе — а вместе с ним, разумеется, и величие, и богатство. Ситуация для Оза складывается безвыходная.
Для Сэма Рейми история волшебника страны Оз, по идее, должна быть чем-то вроде автобиографии: режиссер-самоучка, делавший на коленке отличные хорроры, десять лет назад попал в волшебную страну огромных бюджетов, не переменившись при этом в лице. В его фильмах всегда подкупала какая-то старомодная сентиментальность, и «Оз» в этом отношении — идеальный материал: семейный аттракцион по мотивам классической сказки; территория, оккупированная Спилбергом и Земекисом. Пижонский черно-белый пролог взрывается всеми красками цифровых технологий, которые может выдержать экран, — Рейми вообще любит экспериментировать с новыми форматами и в «Озе», практически полностью нарисованном на компьютере, скрупулезно прорабатывает детали и персонажей: вот летающие бабуины, вот Мишель Уилльямс в мыльном пузыре, фарфоровая кукла, поющие карлики, наконец. Заботливо сохраняя баумовскую мифологию, Рейми не пытается тягаться с оригиналом 1939 года, а проделывает примерно тот же трюк, что и Скорсезе в «Хранителе времени», — превращает сказку в набор личных переживаний и высказывание о предмете кинематографа. «Оз» — внутриамериканская история в гораздо большей степени, чем тот же «Человек-паук», но Рейми, как и положено хорошему сказочнику, делает ее универсальной. В конце концов, какая разница — Баум или Волков, если перед нами настоящее пособие о том, как стать великим.