Два парня и две девушки после выпускного вечера поехали на пляж повеселиться. Возвращаясь на машине домой, они сбили непонятно откуда взявшегося человека. Решив, что он мертв, и не желая проблем с полицией, компания решает сбросить тело в море. А год спустя становится ясно: кто-то знает их страшную тайну.
Детектив, Триллер, Ужасы, Слешер |
Джим Гиллеспи |
17 октября 1997 |
1 час 40 минут |
Не знаю, почему у этого фильма такая низкая оценка, лично мне он понравился. Я не стану его пересматривать снова, но для одного просмотра подойдет.
Этот фильм открыл второе дыхание американскому молодежному хоррору.После суперуспешного "Крика" его сценарист Кевин Уильямс перелопатил довольно слабый роман,слепив из него добротный сюжет:четверо друзей,возвращаясь с выпускного,сбивают человека;избавившись от тела,они стараются забыть о произошедшем,но год спустя кто-то начинает шантажировать их,а затем - жестоко убивать. Крепкая режиссура не дает оторваться от экрана не на минуту.Молодым актерам практически не приходится играть,но от этого они только выглядят убедительнее. Правада, неожиданную развязку портит несколько неуклюжий задел на сиквел,но и это идет фильму на пользу:молодость - пора ошибок,а фильм снят именно для молодежной аудитории.
Конечно же,создатели не смогли обойтись без переосмысления городского фольклора - способ убийств совпадает с тем, как убивал психопат, вооруженный рыболовным крюком. Эта своеобразная дань традициям придает фильму характер притчи. Помимо чисто назидательного посыла о вреде алкоголя и ранних половых связей (авторы стараются увязать все это с произошедшим случайным убийством) перед нами аллегория на тему взросления. Выпускной, сказки у костра, первый секс - все это картины уходящей юности. Сбитый человек, преступление и последующее наказание - символы взросления, неотвратимого, как удар психопата-убийцы. Те, кто смог повзрослеть - Джули уехала и поступила в колледж; Рей, мучимый чувством вины,пытался разобраться в случившемся - остаются в живых. Барри и Хэлен, так и оставшиеся, по сути, безответственными детьми, гибнут.
Мораль фильма проста:будьте ответственными,и беда обойдет вас стороной. Но концептуальная начинка фильма сложнее. Сценарист Уильямс немного усложняет фильм. В его предыдущем сценарии - "Крике"- главной темой была "игра в смерть": молодые люди совершали убийства,копируя фильмы ужасов; единственным шансом уцелеть было соблюдение жертвами неписанных правил. В "Я знаю..." мстящий убийца использует городскую легенду о психопате с рыболовным крюком вместо руки. Уильсямс как бы говорит о том, как хрупка грань между искусстовм и жизнью: ведь насилие в реальности может служить вдохновением для кино и литературы,и, что самое страшное, - наоборот.
12 лет назад, когда я впервые посмотрел фильм, мне, естественно, было жаль ребят, и не жаль их убийцу. Теперь я понимаю, как точно расставили акценты режисссер и сценарит - не жаль никого. Ни молодых балбесов, не умеющих отвечать за свои поступки, ни психопата,которого обрекла на убийство семейная драма. Жаль лишь зрителя, который за яркой обложкой молодежного хоррора не увидит его сложного концептуального основания. Но, может быть, так и нужно - ведь кино прежде всего стимулирует воображение, а не располагает к заумным дискуссиям. С этой точки зрения перед нами - первоклассный образец прекрасно снятого фильма, чьим несомненным достоинством является открытый финал: тело рыбака-убийцы так и не нашли, а на Джулию в наполненной парами душевой нападает фигура в рыбацком дождевике (привет Хичкоку). Зритель сам решает, что пред ним - ужастик, нарвоучительная притча, или всего лишь еще одна городская легенда- жуткая, но манящая - которую не стыдно рассказать у ночного костра.