Мать пятнадцатилетней Хелены тяжело заболевает. Накануне решающей операции девочка попадает в фантастический мир своих рисунков, населенный существами, скрывающими лица за масками. Она отправляется на поиски Зеркальной маски, чтобы пробудить от вечного сна Белую королеву, как две капли воды похожую на ее мать.
Приключение, Драма, Семейный |
12+ |
Дейв МакКин |
25 января 2005 |
1 час 41 минута |
Есть мир, где любят маски
Являясь большим поклонником творчества Нила Геймана, я не могу не поделиться своим впечатлением от «Зеркальной маски». Хочется сказать огромное спасибо людям, взявшимся за создание данного фильма. Эта кинолента – сказка в темных тонах с тонкой иронией и сильной верой в человека.
Погружаясь в действие, происходящее на экране, мы оказываемся в замкнутом мирке юной девушки. Все что находится за гранью ее восприятия размыто и неважно. Это вызывает ощущение театральной постановки. Дэйву МакКину хорошо удалось передать сходство реальной и воображаемой жизни главной героини. Отдельные аплодисменты художникам, работавшим над этим проектом. Декорации, грим, гротескные воображаемые существа поражают символизмом и максимальной передачей настроения.
Такое фентезийное произведение может смутить своим сюрреалистичным характером. После каждого эпизода, хочется нажать на паузу и понять, что пытались сказать авторы. Это чувство продолжает возникать при каждом новом просмотре. Но оно того стоит. Вникнув в сюжет данной кинокартины, вы не будете сомневаться насчет правдивости того или иного мира героини. Потому что такой фильм утверждает – наша жизнь и наше воображение неразрывное целое.
Не нужно сравнивать его с Кэрроловским творчеством. Можно взять пример поближе и не такой заезженный – «Коралина в стране кошмаров». Хотя бы потому, что это экранизация произведения Геймана. С иронией могу предположить, что американский и английский кинематограф значительно отличаются по уровню позитивности. Но мне стало ясно, простите за такие аналогии, что анимационная картина Генри Селека – это тетрис, в то время как участие Великобритании сделало «Зеркальную маску» кубиком Рубика. Из очень забавной смеси старой как мир сказки, проблемной ситуации любого подростка и восхитительного продукта воображения талантливых людей получилось отличное средство для приятного времяпровождения.
Фильм по-настоящему красив. Он красив именно так, как прекрасны картины Сальвадора Дали, или Босха, он красив, как наши непонятные сны о несуществующих мирах... Красив и в меру жутковат. Впрочем, после "Лабиринта фавна" этот фильм воспринимается не вполне мрачным. Но, между прочим, он действительно мрачен. Я бы даже сказал, что в нем буквально шага до кошмара не хватает.
Увидев имя Джима Хенсона я ожидал, ну хотя бы вполовину более зловещую историю, нежели "Лабиринт", но "Лабиринт" конечно не сравним с этим фильмом, по многим причинам - прежде всего жанры.
Многие этот фильм назвали просто и банально - "сказкой". Однако, тут нечто большее - фантасмагория, самая настоящая, от начала до конца.
Ругать такой фильм, или просто искать в нем недостатки, казалось бы, преступление, но я всё же, если не поругаю, то мягко замечу два недостатка:
1. Примерно в 5-10% сцен из фильма чересчур намудрили с эффектами, в результате чего всё это вылилось в визуальный ущерб. Я не против небольшого "мутняка", этакого визуального представления сна ит.д., но тут кое-где уж настолько нагнали этого самого "мутняка", вкупе с бликами света, что при просмотре глаза как-то стали уставать и немного "жаловаться" на неразборчивость картинки. То есть натурально создается ощущение, что это снится не только девочке (девушке), но и тебе. Это конечно же и плюс, просто мне кое-где показался перебор. Всё таки сбалансированность должна быть, даже в красоте.
2. Ох... Ну не хочется ругать, да и тем более сюжет недурен. (хотя книги не читал, на основе которой создан этот фильм, не могу сравнивать) Но придется. Всё таки где-то создается ощущение, что не дотянули до шедевра, как бы я и не хотел фильм назвать таковым. Сделали упор на красоту и визуальное обаяние, но вот сюжет и постановка сцен кое-где очень слабо выглядит. В том же "Городе Потерянных детей" всё смотрится просто идеально. Но, конечно, следует учитывать, что "Город потерянных детей" фантастика, со своим собственным миром, в одном измерении, а в "Зеркальной маске" их как минимум два и местами они немного пересекаются. (весьма изящным способом)
Кстати, уж не знаю, минус это фильму или нет, но ощущение "дежа вю" не покидало ни на минуту. Такое ощущение было, на протяжении всего фильма, что "где-то я уже это видел".. Начиная от девочки (Хелен), путешествующей во сне по своим рисункам, до котов-"сфинксов" и приятеля Хелены.
В целом, впечатления, более чем положительные. Однозачно это не одноразовый фильм и я его еще не раз посмотрю и конечно же он будет у меня в коллекции, потому что разглядывать его полное удовольствие. Именно разглядывать. (деталей там масса)
Да и что тут еще говорить, уже все написали 300 раз как красив этот фильм блаблаба., и это вовсе не пустые слова, а вполне заслуженные. Лично я не представляю просто как можно реализовать такую красоту, в голове не укладывается, при том, что бюджет у фильма не особо велик. (для картины практически целиком состоящей из анимации и эффектов)
Правда у меня во время просмотра сохранялось какое-то гнетущее ощущение (фобийное состояние), видимо так действует атмосфера фильма. Вообще, сейчас подумалось, не увидел я в этом фильме сказки, как таковой. Сказка - это "Лабиринт" или "Бесконечная история" (вообще непонятно как могут эти фильмы сравнивать, или писать "в лучших традициях" на коробке), а вот "Зеркальная маска" держится от них особняком, это картина совсем другого уровня и направления, "птица другого полета"...
Смотреть всем, просто потому что может понравится любому. У меня была конечно мысль назвать это произведение "фильмом не для всех", но вот пальцы не повернулись - пусть все смотрят, прекрасное в сюрреализме может оценить любой.
Ах, какая замечательная сумбурная рецензия.
Всем спасибо за внимание.
здесь нет врагов, очевидных, как скарлатина.
здесь прячутся серые волки нашего детства.
расслабь ладошку, пожалуйста. навык тира
теперь бесполезен, поверь мне, и не надейся,
что их дыханье минует нас. и не бойся -
бери меня за руку. крепче. еще. до боли.
так ружья сжимают мальчики-добровольцы,
идущие в бой воевать с самими собою.
…
нам нужно увидеть клыки, улыбнуться, упасть и
очнуться. не бойся, мои наручники сдюжат,
мы выйдем из сна, прозрачные от победы. ©
Елена, рожденная в семье циркачей, всю жизнь мечтает убежать ото всех этих жонглеров, клоунов, мимов и жить как все обычные подростки. Ей кажется, что вокруг — сплошной кошмар, но становится еще хуже — она не успевает помириться после очередной ссоры с матерью, которая теряет сознание и попадает в больницу.
Тут-то и открывается Елене завораживающий галлюциногенный мир кошмаров и воображения взрослеющего подростка — монохромный мир противостоящих городов — города света и города теней. В этом искаженном мире мама предстает Елене в образе королев двух городов одновременно. Белая королева впала в сон, слуги рассказывают, что Елена должна найти некий талисман, который поможет разбудить королеву и равновесие между светом и тьмой будет восстановлено. Темная королева ищет свою сбежавшую дочь, которая как две капли воды похожа на Елену. На поиски она отправляет армию теней, которые убивают все живое, что попадается им на пути. Итак, Елене предстоит непростой путь в поисках неизвестного талисмана и бегстве от темной королевы в мире, где каждый носит маску, а живые эмоции Елены считаются отвратительными, в мире, где все подчинено логике абсурда.
Фантазия режиссера Дэйва МакКина и сценариста Нила Геймана наполнила мир снов Елены, мир Зеркальной маски волшебными книгами, цифровыми гриффинами, сфинксами с человеческими лицами, загадывающими бессмысленные загадки и прочими причудливыми существами, похожими на коллажи из разных животных, сделав Зеркальную маску одним из самых визуально интересных фильмов. Но что касается сюжета — он так и остался на уровне упрощенного рассказа о добре и зле, что находятся в каждом из нас и восстановить баланс между ними должны мы сами, собственноручно.
Бюджет у фильма скромный, графика и персонажи выглядят очень в стиле handmade. Но, на мой взгляд, визуальный ряд от этого становится только вкуснее. Одним словом, нажимая кнопку play, не стоит ожидать от фильма чего-то эпического. Сон он и есть сон, даже после экранизации.
Сюжет детский. Колоритно, красиво, но в стиле декаданс и шизофрения - мрачно. Персонажи, в т.ч. главный, почти все неприятные, а многие просто отвратительны. Особо больше и сказать-то нечего. Для визуалов. Думаю понравится тем кто в восторге от "Лабиринт фавна". Из такого рода сюр-картин мне нравится "Там где живут чудовища". Гораздо более позитивно и жизнеутверждающе.
Кинофантазия режиссера Дэйва Маккина на вечные темы свободы и неволи, света и тьмы явно основана на давшем слишком благодатную почву для фантазий сюжете Кэролла. Впрочем, Маккин экспериментирует не только с сюжетом, но и с формой, так что создает вполне оригинальное произведение.
Героиня, чья семья оказалась в очень сложной ситуации, неожиданно переносится в странный и мрачноватый мир, на который проецируются проблемы той действительности, откуда Елена пыталась сбежать в созданные ею на бумаге жизни. Этот мир представляет собой причудливую смесь из образов Гигера, Редона, Босха, а бесконечная дорога без четко определенных границ - путь в подсознание Елены. В конечном счете борьба света и тьмы здесь не что иное, как происходящее в душе героини противостояние между желаемым и привычным, но уже порядком надоевшим мирами. Но именно этот таинственный мир, в который Елена, кстати, достаточно гармонично вписывается, помогает ей осознать истинность ценностей, от которых она совсем недавно пыталась освободиться. Борьба доброго и злого начал заканчивается-таки победой первого, что, может быть, и к лучшему для зрителя, уже порядком уставшего от финальных зловещих улыбок положительных героев, над которыми в финале победу одерживает, кхе, темная сторона силы.
Фильм буквально напичкан символами и специфическими образами: от сфинксов, поедающих книги, до паукообразных существ, сошедших с полотна Редона, олицетворяющих зло и тьму. Иногда такое обилие символики начинает утомлять, но в целом жутковатое художественное пространство фильма должно привлечь эстетических мазохистов.
Да и фразы там есть просто чудесные.
"А как же ты будешь выражать радость или гнев, не имея маски?". "У меня есть лицо".
"Потому что нельзя уйти, не разрушив чей-то мир".
А уж цитаты из "Очень полезной книги" заслуживают отдельного разговора.
Началом начал и местом действия для финальной сцены в "Зеркальной маске" очень удачно выбран цирк. Пресловутый мотив балагана пусть и не нов, но заставляет звучать неоднозначно такие избитые и местами откровенно наивно обыгранные в фильме темы, как взаимное непонимание отцов и детей, вечные семейные ценности, а также свет и тьма, добро и зло, благодарность и забвение.
Ясное дело, без параллелей с Алисой, причем совершенно явных, в фильме не обошлось, а пугающее и мрачноватое королевство тоже оказывается всего лишь сном, хотя не совсем понятно, кому этот сон снится, - дочери или все-таки матери. Точкой пересечения яви и сна оказывается опять же цирк, в котором уже вне сна встречаются Елена и Валентайн. Мотив цирка, балагана несколько сглаживает легкое ощущение наивности и банальности концовки этого в целом достаточно своеобразного фильма.
Если "Зеркальную маску" и можно назвать сказкой в полном смысле этого слова, то сказкой для взрослых, несмотря на некоторую наивность в постановке ряда проблем, так явно противоречащую довольно мрачной атмосфере художественного пространства фильма. Оставим в стороне обозначенную в конце романтическую линию, она относится к тому же ряду "проголливудских" мотивов, потому что всему этому, к счастью, испортить фильм все-таки не удалось. Пусть даже многое в фильме носит отпечаток некоторой вторичности, внезапное появление некоторых совсем некиношных образов на экране приятно удивляет. Так что стоит попробовать перенестись в мир, созданный Нилом Гейманом и Дэйвом Маккином и оценить новую Алису, мир которой, хоть и более однозначный, чем у Кэрролла, опреденно заслуживает внимания.