Самый дерзкий и громкий спектакль в сводной московской афише. В основе — пьеса британца Майка Пэкера про нонконформизм как товар, а точнее — о британской панк-группе, собравшейся через четверть века после конца карьеры, когда американскому банку приходит в голову купить их песню для рекламы. Гарик Сукачев вывел в главной роли Михаила Ефремова, в роли его альтер эго — Дмитрия Певцова; а также научил актеров играть пан к и насытил спектакль аллюзиями на историю Sex Pistols.
Драматический |
18+ |
Гарик Сукачев |
2 часа 30 минут, 1 антракт |
Сцену прославленного театра осквернили. Слава тебе господи. Это произошло в «Анархии» — спектакле Гарика Сукачева по британской пьесе. «The Dysfunckshonalz» Майка Пэкера — про нонконформизм как товар, а если ближе к тексту — об анархо-панк-группе, собравшейся через четверть века после конца их карьеры, когда американскому банку приходит идея купить их песню для рекламы своих карт. В центре Билли «Выкидыш» (Михаил Ефремов), прежде солист группы, теперь мерчандайзер. Его антагонист — продюсер группы Марк, гитарист и гедонист (Дмитрий Певцов). Их барабанщик (Василий Мищенко), их бас-гитаристка Луис (Мария Селянская). Чуть было не случившийся долларовый заработок срывается, когда Билли просят изменить слова в песне, а он в ответ на презентации рвет американский флаг и вспарывает живот. Чуть было не случившаяся катастрофа оборачивается славой в антиамерикански настроенном Лондоне. И тут группу ждет последнее искушение — успехом. От них ждут новых и новых выходок. Но Билли и тут не изменяет себе: в знак протеста он продает себя целиком, со всеми своими потрохами. Продается, как он говорит, в реалити-шоу в Австралии, но звучит это как «тот свет».
Майк Пэкер, видимо, имел в виду Sex Pistols. Гарик Сукачев — однозначно их. Михаил Ефремов играет Сида Вишеса, который непонятно зачем выжил. Когда-то он тоже убил свою Нэнси (едва не убил, сделал несчастной, теперь ее добивает рак). Он тоже торчал и сидел. У «Дисфункционалов» тоже песен на один альбом, зато биография тянет на историю. В финале — реплике фильма МакЛарена про его группу — Ефремов, как и Сид, издевательски перепевает «My Way» Синатры, расстреливает аплодирующую публику из игрушечного пистолета и карабкается на вершину неоновой пирамиды. Мир ловил его, но не поймал.
Можно, конечно, придумать, что «Современник» выступил с нонконформистским месседжем, и вот уж где Михаил Ефремов поистине поэт и гражданин. Это как посмотреть. Один знакомый заметил, что в «Современнике» даже британец Пэкер звучит как Коляда (правда, есть в «Анархии» некоторая надрывность). Мне же в «Анархии» услышался не нонконформистский месседж — и уж тем более не сострадание к маленькому человеку, а настоящий панковский пафос. Спектакль, где мат через слово, по сцене громыхают бутылки из-под бухла, артисты пьяно буровят, начищают друг другу рожи, по-настоящему рубят по струнам (песни написал Александр «Чача» Иванов) и все-все вызывают омерзение (кто-то — беспримесное, кто-то — смешанное с жалостью, Ефремов — с восхищением), — фигурально выражаясь, такой спектакль бьет по щекам порядочную публику. И если режиссер и актеры при этом ничем не рискуют (кроме, может, заработка, на который они могли рассчитывать), то художественный руководитель театра — да. Поэтому аплодисменты — Галине Волчек. Вот кто панк.