Драматический |
16+ |
Юрий Грымов |
17 октября 2022 |
2 часа 35 минут, 1 антракт |
Очень странное впечатление осталось от спектакля. Бессвязно. Банально.
Что хотел донести режиссер? Двойственность образа Леонардо? Существенность его работ?
В этом случае лучше посмотреть документальный фильм или сходить в музей.
Нелепо и не к месту пришитые герои и образы, ни один из которых не раскрывается на итоге. А ведь можно было сделать целую историю из каждого. К чему это ружье, что не выстреливает?
Не рекомендую.
Как вы, наверное, поняли, это история скульптора, художника и ученого Леонардо да Винчи. Мы встречаемся с ним, когда работа над Тайной вечерей почти закончила и расстаемся, когда Леонардо принимает предложение короля Франциска переехать во Францию. То есть, мы видим его уже сформировавшимся творцом, а не юным учеником, ищущим свою дорогу в жизни.
Играет его з.а.России Дмитрий Бозин. От чарующего и эпатирующего красавца к немолодому усталому человеку проводит своего персонажа актер. Дмитрию удалось показать своего героя разным: творцом, сластолюбцем, ученым, суеверным человеком. Но главное то, что мы видим титана, гения, выделяющегося даже в той когорте творцов, которой так славится Возрождение. И, казалось бы, именно таким будет вывод режиссера и послевкусие от спектакля. Но в конце неожиданно на первый план выходит проблема Духовности.
Спектакль потрясающе красив, его смотришь, затаив дыхание. Мне очень хочется выложить все подробности, но этого я делать не буду, чтобы не испортить впечатления. Но, поверьте на слово, режиссерских находок здесь не одна и не две. И еще тут совершенно изумительная Тайная вечеря. Эта картина возносится над сценой и над зрителями, она горит и сияет в темноте. Из мрака Средних веков встает новая эпоха.
Декораций в "Леонардо" нет, мебели немного, но это не мешает создать обстановку собора, мастерской или дворца герцога. Вероятно, потому что костюмы И. Белоусовой невероятно хороши: бедные (за одним исключением) у учеников Леонардо, аскетичные русских мастеров, яркие, пышные у челяди герцога, алые у кардиналов... Тут вообще много "играют" цветом и светом, выделяя лучом фигуры актеров. Именно луч света превращает драку Леонардо и Микеланджело в прекрасную скульптурную группу. Светом рисуют картины Сикстинской капеллы на потолке театра. Кстати, художник по свету – тоже Юрий Грымов.
В спектакле заняты многие артисты театра Модерн, как заслуженные мастера, так и молодые. Богдан Щукин сыграл Джованни, юного ученика Леонардо, который мечется между монастырем и шлюхой, ища себя. Казалось бы, у него вполне славянское лицо, но в стилизованной одежде времен Возрождения, он выглядит вполне итальянцем. Н. Селиванова сыграла Кассандру, провоцирующую Джованни. Она очень хороша, хотя классической красотой не обладает. М. Чижевская в роли Лизы Джоконды, напротив, - яркий пример именно классической красоты. Эта женщина станет моделью Леонардо и его музой. В роли герцога Лодовико Сфорцо - Юрий Анпилогов. Но, честно признаюсь, в данном случае замысел режиссера я не поняла. Мы видим явного безумца, в то время, как Моро был вполне вменяемым человеком. И уж точно не горбуном.
Минусы.
Отдельные сцены сложно понять тем, кто не читал книги. Думаю, Юрий Грымов настолько сроднился с героем и проникся эпохой, что забыл о том, что не все так сведущи, как он. Образ "сиамских сестер" интересен, но что он символизирует и кто это вообще такие? Сцена с герцогом в окровавленной рубашке также поставила меня в тупик. То есть, если вы в курсе событий, то у вас проблем не будет. Если нет, то как знать...
Резюме: спектакль великолепен. Но перед покупкой билета на всякий случай прочитайте книгу.
Посмотреть определённо стоит!
Костюмы разнообразные, актеры многогранные.
Личность выбрана отлично, чтобы стараться раскрыть обе стихии трилогии.
Пару сюрпризов на сцене приятно удивили!
Спектакль «Леонардо» в театре «Модерн» - часть трилогии Юрия Грымова, куда, помимо «Леонардо», входят «Петр» и «Иуда?».
Думаю, нет человека, который бы не знал о Леонардо да Винчи. Можно только поражаться разнообразию его талантов – чаще знают его как живописца, но он был и изобретателем, и математиком, и скульптором, и анатомом, и музыкантом…
В 2022 году в усадьбе Люблино проходила выставка «Леонардо в 3D», где можно было увидеть модели, выполненные по эскизам Леонардо и изготовленные на 3D-принтерах, и увидеть изобретения, анимированные с помощью технологии дополненной реальности и самостоятельно привести в движение некоторые механизмы. Это было поразительно, учитывая, что жил Леонардо в 15 веке! Именно тогда я заинтересовалась личностью Леонардо, и поэтому на постановку в Модерне шла с особым интересом: было любопытно, как Юрий Грымов видит его, на что обратит внимание в своей постановке. Тем более, что другие его работы («Человек с глазами Моцарта» и «Нирвана») меня очень впечатлили.
Общее впечатление от спектакля – это волшебство! Это необычайное, самостоятельное произведение искусства! В нем гармонично все – и идея, которая освещается с нескольких ракурсов, и великолепные костюмы, и филигранно выставленный свет, и подобранная музыка, и герои – обычные люди, гении, исторические личности…
Начало спектакля – несколько минут медитативной церковной музыки, пламени свечей, световых акцентов – и мы погружены в 15 век, находим себя в монастыре, и вместе с героями окунаемся в историю, наблюдаем ее будто изнутри.
Видим, как трепетно относятся к Леонардо ученики, как он, будучи прославленным гениальным живописцем, служит безобразным во всем смыслах господам – герцогу Моро и его супруге. Леонардо – творение Христа или Антихриста? Как может он создавать шедевры, перед которыми преклоняются живые, независимо от статуса, и одновременно быть создателем машин для убийств? Неудавшаяся попытка приблизиться к мечте – дать человеку крылья – это трагедия или только шаг на пути? Незавершенная Джоконда – это любовь или стремление к совершенству? Иоанн Креститель - почему такой, что такое видение говорит о Леонардо? Есть ли в жизни место божественному, или все можно объяснить наукой? Почему, зачем? На эти вопросы мы ищем ответы в течение всего спектакля. Много вопросов, на которые нет однозначных ответов… И образ Леонардо, созданный Дмитрием Бозиным, с его таинственной улыбкой, загадочностью и внешней красотой очень реалистично встает перед нами.
В спектакле есть и «сюрпризы» - так, меня восхитило то, как режиссер показал гениальность росписи «Тайная вечеря». Не буду описывать – пусть и для вас это будет сюрпризом.
И было неожиданно, когда, для полноты погружения в сюжет, мы, зрители, видим вне сцены росписи Сикстинской капеллы работы Микеланджело, мы задираем головы, чтобы рассмотреть детали. Подчеркивается, что мы не зрители, мы – участники происходящего на сцене.
Разбавляют атмосферу «европейскости» три русских посланника, которые ищут специалиста для росписей в Кремле. Они удивляются европейской откровенной манере изображать святых, неприемлемой для русской традиции, спорят между собой - иногда смешно, но понятно нам – и очень явно их мир отличается от мира европейского. Евтихий Гагара, иконописец - среди них. Он восхищен талантом Леонардо, хоть и не уверен, что этот талант от Бога. Он дарит Леонардо икону, которую сам написал и взял в дальнюю дорогу, как оберег («себе еще намалюю»). Мы понимаем, как разнятся русская иконопись и европейская манера церковного письма. Леонардо принимает подарок и … у спектакля красивый финал, который вызывает новые, философские вопросы…
От души рекомендую спектакль к просмотру и с нетерпением жду встречи с Петром и Иудой в постановках Юрия Грымова.
Спектакль «Леонардо» продолжает трилогию «Антихрист и Христос»
Именно, в этом спектакле я ясно прочувствовала и проследила для себя посыл противостояния.
Сразу скажу, что мне очень понравился этот спектакль. Это, совершенно, не зависит, что в этом спектакле главную роль исполнял Дмитрий Бозин. Я давно слышал со всех сторон от своих единомышленников восторги от таланта этого артиста. И мне, естественно , хотелось познакомиться с его талантом лично.
В Театре Модерн я уже бывала не раз, поэтому для себя открыла несколько приемов Юрия Грымова на которые он делает акцент при постановке спектаклей, мне это нравится:
Потрясающая музыка
Невероятный красивый свет
Четкий звук
Минимум декораций
Дорогие эксклюзивные костюмы
Музыка: что мне больше всего нравится, музыка идеально подобрана по громкости. Она одновременно и громко, и, совершенно, не напрягает, от неё не болит голова, как бывает во многих театрах. Усиливает акцент восприятия. Идеально .
Свет – это вообще шедеврально. На сцене в спектакле не было вообще никаких декораций, кроме, единственное, что трона и в одной сцене мастерской Леонардо. Во всех же остальных сценах, обстановка сцены создавались путём света. Например, только что ты был на улице и вдруг путём прекрасно поставленного света , попадаешь в колонны зал. А как подсвечивался дым!!!!!
Самая знаменитая фреска Леонардо – это Тайная вечеря!
Совершенно не описать словами, то впечатление , когда с помощью света на сцене из ниоткуда возникает эта фреска. Браво!
Не обойду вниманием звук . Здесь мне звук заставил обратить на него внимание . даже шаги , эхо -все было прекрасно отчетливо слышно. Удивительно.
Все спектакли Юрия Грымова, практически, в тёмных тонах, но сделано так гениально, что совершенно меня это не напрягало. Костюмы. Либо они красивые, либо нет. Это сразу бросается в глаза. Во всех спектаклях костюмы очень богатые и хочется разглядывать их, каждую деталь.
А что же Батин. Конечно же , он притягивал.
Но, я почему-то постоянно внимание обращала на его руки. Он так вжился в образ, что было сразу понятно, что он играет художника.
А какой у него голос!
Ещё в антракте я поняла уже мысль, которую хотела донести режиссёр.:
Гений не может быть плохим или хорошим.
Леонардо много изобрёл и плохого , и хорошего, не разбирая, несёт ли это людям благо или зло., потому что он гений ! гений находится всегда в своем мире, чуть выше над обыденным миром, поэтому воспринимает всё иначе. Возможно ли судить гения, осуждать его?
Да , он и далёк от осуждения и осуждающих.
Стремящиеся к звёздам , не оглядывается.
Ещё важно для меня после спектакля то , что он побудил меня задуматься о Леонардо, я узнала много из спектакля, некоторые моменты его жизни не знала. Да, наверное, про личную жизнь Леонардо я вообще ничего не знала. Мне было интересны его изобретения. Поэтому, ещё и большой плюс данного спектакля, что он побуждает зрителя к определённым действиям. В моем случае, всё-таки изучить личность Леонардо, потому что я и так знаю, что гений - они, в какой-то степени не от мира сего. людям, которые находятся рядом с ними очень тяжело .
А как их судить… непростой сложный вопрос!
Всем очень рекомендую, люблю спектакли, которые оставляют след в моей душе. Заставляют обсуждать происходящее на сцене, а не просто выйти и забыть.
Браво!!!