Детский |
12+ |
Ио Вулгараки |
25 декабря 2013 |
1 час 10 минут, без антракта |
"Людоедик" в РАМТе - удивительный спектакль, доказывающий абсурдность возрастных рейтингов. Он не детский и не взрослый, критерием здесь будет не возраст, а умение рассуждать, искать ответ самому, а не ждать, что тебе поднесут его на тарелочке.
Разве что совсем маленьких и "нетеатральных" детей я бы на "Людоедика" не взяла.
Спектакль потрясающе красив лаконичной такой красотой. Сдержанные цвета - белый, синий, коричневый.
И тревожный красный, нарушающий идиллию и не дающий расслабиться.
Тёмная сторона, бессознательное, неподконтрольное.
Собственно, поэтому я считаю поиск однозначной трактовки финала бессмысленным.
Невозможно полностью победить тёмную сторону в себе. Всё равно всегда есть что-то. Какое-то несмываемое пятнышко крови. Владеешь ты этим, или оно владеет тобой - другой вопрос.
В каждом из нас есть Людоедик.
В начале трудно увидеть в героях спектакля какие-то личные, особенные черты. Сначала они оба усреднённые. Типажи. Беспокойная мамочка. Наивный ребёнок.
Чистый лист.
У героя спектакля нет даже имени.
Он ничего толком не знает ни о мире, ни о себе.
Индивидуальное в нём пробуждается вместе с тёмной стороной.
Извините уж за невнятный термин, другого не придумала.
Игра Максима Керина, конечно, производит очень сильное впечатление, потому что я впервые вижу, чтобы у человека действительно менялись черты лица - вот так вот на глазах, без грима.
Я не думаю, что имеет смысл придумывать какую-то точку в конце спектакля в принципе, потому что её там не должно быть по логике вещей. Процесс взросления только начат, но не окончен, это только начало пути, куда он приведет, зависит от героя. Который уже обрел имя, кстати - Симон. Пройденные испытания, знакомство с отцом. Инициация.
Всё равно ещё не взрослый, Боже мой. Подросток.
Потому и ощущение, что он и маму не прочь скушать, вполне укладывается. Для подростка святое дело - маму скушать.
Рамиля Искандер поразительна. Как всегда. Её героиня, Анна, тоже обретает индивидуальные черты на наших глазах. На её листе проявляется прошлое, которое, казалось, стёрто.
Трогательная её колыбельная - конец идиллии.
Идиллия рушится, но начинается жизнь. Без прошлого нет будущего.
И опять же - это только самое начало, которое ещё неизвестно куда приведёт.
Неизвестность всегда страшна. Тем более что нас ещё и пугают в финале. Белый свет - красный свет.
Что перевесит?
Жутковатенько.
А ощущение всё равно остаётся светлое. Как после встречи с чем-то действительно прекрасным и незаурядным.
"Чему может научить этот спектакль?" - ну что за глупости, простите.
Ничему. Или всему. Чувствовать прекрасное, например. "Людоедик" прекрасен с эстетической точки зрения.
Кто хочет чему-то научиться - научится. Каждый своему. Что потребуется извлечь из своей души. Совершенно самостоятельно, а как вы хотели. За свою судьбу каждый в ответе только сам.
А любителям навязчивого дидактизма - не сюда.
Спектакль "Людоедик" шёл В Рамте на малой сцене. Я была вчера. Дорогущие билеты, но есть на что посмотреть. Во-первых камерная обстановка, очень уютная. Красивые костюмы. Очень драматический сюжет о сыне людоеда. Не для детей. А детей было много.:(
Расскажу немного о сюжете: Где-то в лесу, далеко от людей живут мать с сыном. Мальчик впервые идет в школу и там понимает, что отличается от других детей: он слишком высокий, не ест мясо, не знает слова «отец». Он — сын людоеда, и чтобы стать человеком, ему необходимо пройти три испытания…
Это спектакль в большей мере для подростков, но мне, не смотря ни на что, очень понравилось. Особенно как играл главный герой.
Маленькая сцена РАМТа: уютное, интимное пространство, разрушающее границу между зрителем и актером. Кажется, если протянуть руку, то порвется ткань той реальности, где в Москве наступает мартовский промозглый вечер, и ты попадешь в темный лес с маленьким домиком, где живут Людоедик и его мама, где бродят волки и по запаху свежей крови их преследуют охотники. А потом грань рушится сама, и отчаявшаяся одинокая мать ищет своего Людоедика, освещая фонариком зрительный зал, всматриваясь в взволнованные лица зрителей. Ищет своего маленького нежного сына, заблудившегося в темном лесу, полном монстров.
Прекрасный дуэт Рамили Искандер и Максима Керина на час уводят зрителей в темный лес человеческой души, где слепая материнская любовь, отрицание прошлого и страх перед будущим порождают жестоких демонов, а выбор между светом и тьмой совсем не очевиден.
Он маленький.
Хорошенький-хорошенький.
Мама его нежно любит.
Мама кормила его кабачками,
Репой, соком сельдерея.
И даже помидоров ему
Не давала.
И мяса тоже.
И вокруг их дома не сажала
Ни одного дерева
Листья которого
Краснеют осенью.
Чтоб их красный цвет
Не возбуждал его.
У него плохая
Наследственность.
Он людоедик.
Сын людоеда.
Кульминация:
Он приходит
Домой, а
Его губы в крови, и
Глаза горят.
Интрига:
Можно ли его воспитать?
Может ли он
Сам себя перевоспитать?
Можно ли из
Людоед(ик)а сделать
Человека?
Вот и маленькая
Девочка из соседней
Деревни пропала.
Можно ли победить
Человеческую природу?
Театр не даёт
Однозначного ответа.
Он прошёл три сказочных
Испытания.
И вроде бы успешно.
По его словам.
И они будут отмечать
Это событие.
Мама красит
Ярко-красной
Помадой губы.
Вспышка кроваво-красного света!
И …