Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Афиша | СБЕР — генеральный партнёр
Москва

Спектакль
Наследники

Постановка - Театр Олега Табакова. Сцена на Сухаревской
скачать приложение
Fest вотчинг клубБотПлати частями
О спектакле
Успешный купец Александр Егорович Ванюшин всю жизнь трудился и преумножал богатство семьи. Он возлагал большие надежды на шестерых детей – своих наследников – и мечтал о том, чтобы семейное дело процветало и расширялось с новым поколением Ванюшиных. Однако напряжённая работа ставит Александра Егоровича на грань жизни и смерти. Пришло время решить, кто из детей продолжит его дело и кому из них можно доверять – на кого из них можно положиться, как на самого себя? Спектакль создан в традиции русского психологического театра, всегда дававшего возможность зрителю разглядеть высокую трагедию за повседневными бытовыми сценами.
Драматический
16+
Владимир Машков
1 июня 2024
2 часа, 1 антракт

Участники

Как вам спектакль?

Отзывы

9
Amber
90 отзывов, 99 оценок, рейтинг 35
3 июня 2024
Отец и дети. «Наследники» в Театре Олега Табакова, реж. Владимир Машков

Из всех дореволюционных пьес, написанных даровитым драматургом Сергеем Найденовым, которого прочили в наследники Александру Островскому, громко выстрелила только одна, первая - «Дети Ванюшина».


Пьеса, действительно, содержит в себе некую загадку. Почему она почти 120 лет не сходит с театральных подмостков, и на неё до сих пор обращают свой взор и оставляют свой выбор театры. Отчего зрители глубоко сочувствуют боли главного героя купца Ванюшина, который всю жизнь работал на благо семьи, а также его нравственно неполноценных детей, которые всю жизнь ощущали дефицит родительского внимания. По какой именно причине пьеса заинтересовала художественного руководителя прославленной «Табакерки» Владимира Машкова, и чем именно он собирается «подцепить» и держать внимание избалованного зрителя в своей новой постановке.


Спектакль получил новое название «Наследники» и транспонирует основные интонации и эмоции пьесы Найденова. При этом он полностью освобожден, «зачищен» от архаики устаревшего литературного языка и описаний купечества. Машкова, как режиссера, крайне интересует смысл, заложенный в происходящее, поэтому каждый персонаж не находится в «вакууме» своего образа, за каждым стоит какая-то мысленная линия. Сложные человеческие эмоциональные сцены объединены одним нарративом и легкостью восприятия. Сюжет русский, а динамика спектакля мексиканская. Концентрация страстей и проживания самых различных психологических состояний небывалая. Герои все время существуют в режиме затишья перед бурей с натянутыми до предела нервами.


Главного героя купца Ванюшина играет сам Владимир Машков. Мощная фигура труженика, который выстроил успешную производственную империю, но не смог простую «ячейку общества» – семью. Формально семья у него есть, жена-богомолка и разновозрастные дети, а по сути нет ни взаимопонимания, ни доверия, ни заботы друг о друге. Скелетов в шкафу этой семьи хоть отбавляй, приходится буквально придерживать плечом дверцу, чтобы не посыпались. Всё, на что инфантильные наследники способны, это смотреть на отца через призму денег, и далее заниматься мышиной возней добывания еще более толстой пачки купюр. Не было в то время психологов, которые бы разъяснили им про «элитный невроз» и «адаптационный потенциал». Их арсенал личностных ресурсов обнулен, им неоткуда брать силу и энергию для собственного развития, «ресурсный сундук» пуст, поскольку интересы замкнуты исключительно на деньгах отца.
Ситуация знакома не понаслышке, не так ли?


На сцене плеяда великолепных артистов. Умопомрачительная Яна Сексте играет некрасивую дочь Клавдию, горбатую, выданную замуж за ловеласа Щеткина (Алексей Усольцев). Кстати, вся прелесть «авторской инсценировки по мотивам» заключается в ярких и важных деталях, отличающихся от оригинальных, но придающих дополнительную ядрёность и рельефность раскрытию образов и сюжета. Клавдия в пьесе – хромоножка, а в спектакле горбунья, что визуально делает её облик отчаянно драматичным. Великолепен дуэт афериста Красавина (Сергей Угрюмов) и второй дочери Людмилы (Анастасия Богатырёва), незадачливой «артистки погорелого театра», которому также добавлены новые сочные акценты, которых нет в пьесе. Старший сын подлец Константин (Артур Касимов), преданно влюбленная в него двоюродная сестра-бесприданница Елена (Софья Бейман) и развратная властная невеста, генеральская дочь Инна (Ксения Утехина) генерируют электрические разряды неравнобедренным любовным треугольником. «Домашнюю агентуру» из любопытных и вездесущих двойняшек Аню и Катю играют студентки Школы Табакова Нелли Хапёрская и Алёна Морилова. Непредсказуема и внезапна метаморфоза превращения жены-тихушницы Арины Ивановны (Алена Лаптева) во властную особу. В роли Алексея, младшего Ванюхина, экспрессивный Севастьян Смышников. В спектакле два полноценных состава, во втором его будет заменять Владислав Миллер. Ему досталась одна из самых сложных ролей в спектакле, потому что за короткое время актеру надо в буквальном смысле заново родиться, растворив черствость и намечающуюся порочность характера внезапной осознанностью, раскаянием и трепетной любовью к отцу.


«Наследники» в Театре Олега Табакова – это крупномасштабный спектакль, актуальность которого не только не утрачена, но и приумножена. Неуловимая текучая эстетика, синтезирующая прошлый век и время нынешнее, обязана и блестящему актерскому составу, и превосходной бытоподобной сценографии, когда зрителя как бы натурально впускают внутрь произведения. Художник Александр Рукавишников создал могучие декорации, вдохновляясь разными старинными купеческими особняками, в том числе домом, который был построен в Нижнем Новгороде купцами Рукавишниковыми, его предками. Художница по костюмам Мария Боровская не пожалела мехов, кружев и бархата для великолепных костюмов героев.


Отдельных аплодисментов заслуживает авторский финал! В самой пьесе его тоже переписывали. У Найденова существует другой альтернативный финал, не такой трагичный, как в первой версии. Но Владимир Машков вместе с автором инсценировки Олегом Антоновым руководствуясь словами психолога Льва Выготского о том, что «искусство призвано уравновешивать человека в самые критические и ответственные минуты его жизни», приняли принципиальное и очень правильное решение его изменить. Свет в конце тоннеля гораздо лучше пули в висок.

0
0

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Афиша Daily
Все

Подборки Афиши
Все