Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Афиша | СБЕР — генеральный партнёр
Москва
6.4

Опера
Снегурочка

Постановка - Мариинский театр
скачать приложение
Fest вотчинг клубБотПлати частями
О спектакле
Опера
6+
Александр Галибин
4 часа, 2 антракта

Как вам спектакль?

Рецензия Афиши

?
Дмитрий Циликин
1 отзыв, 1 оценка, рейтинг 1
8 апреля 2004

Один рецензент в 1898 году высказался в том духе, что после «Снегурочки» в Мамонтовской опере с лирически-прекрасной Надеждой Забелой-Врубель страшно выходить на улицу, погружаться в малоприятную действительность.

В новом спектакле малоприятная действительность не за стенами театра, а прямо на сцене. Любимый материал художника Георгия Цыпина — полупрозрачный пластик: на этот раз из него сделан суперзанавес, изображающий промозглый грязноватый Петербург. Здесь начинается пролог, когда, как поет переделанный в бомжа Леший, «конец зиме пропели петухи, Весна-Красна спускается на землю». Земля берендеев откроется за супером: ледяное царство, но еще и немножко карамельное — на взгляд Снегурочки, которая пока ребенок, а ведь все дети норовят облизать сосульку, как леденец.

Именно ребенок — не тетенька, которую «давайте позовем все вместе, дружно». Никакой елочности не будет — как нет ее в пьесе Островского, по которой сам композитор написал либретто. Будет много странного и, возможно, страшноватого. Берендейскую слободку образуют люди-домики, в царских палатах ходят живые яйца, Мороз дефилирует в костюме от Армани (на самом деле, как и все остальные, — от Татьяны Ногиновой), чучело Масленицы высится алой пальмой и к тому же поет басом, семиметровый призрак Снегурочки, за которым гоняется одурманенный Мизгирь, станет метаться в проходе партера, каким-то чудесным образом рассыплется на бабочек, а те разлетятся по залу («Если нам это разрешат», — говорит режиссер Александр Галибин), ледяное поле превратится в озеро, потом встанет вертикально — и окажется Солнцем-Ярилой. В общем, хоть опера огромная (четыре акта с прологом), не соскучишься.

Не только благодаря изобразительному и трюковому богатству (не говоря уже о звуковом), но и потому, что любовная интрига — исключительного накала. Знаю немало режиссеров — из тех, что побойчее да понаглей, — которые сделали бы из «Снегурочки» историю про излеченную фригидность и про первый сексуальный опыт (героиня ведь поет, тая: «Но что со мной — блаженство или смерть?»), утыкали бы сцену чем-нибудь фаллическим — ссылаясь на символику древнеславянских обрядов, связанных с плодородием, — и все такое. Вышло бы «актуально». И нестерпимо пошло.

Галибин же ссылается на русскую философию всеединства (В. Соловьев, Бердяев и т.д.), выдвинувшую идею одухотворения плоти: любовь соединяет дух и плоть в одно целое. Что, собственно, и происходит со Снегурочкой, но искания ее души и пробуждение плоти, изумительно тонко показанные в музыке, на сцене можно выразить лишь метафорически. Это в Мариинке и пытаются сделать. Люди, берущиеся за Римского-Корсакова, должны быть стыдливы, но нечасто такие попадаются — а вот вроде нашлись.

1
0

Отзывы

7
Winsafe
6 отзывов, 6 оценок, рейтинг 13
7 января 2014

на этот спектакль стоит сходить ради двух голосов: Снегурочка - Анастасия Калагина и Купава - Мария Соловьева. А.Калагина прекрасно поет и ИГРАЕТ\проживает на сцене. Открыл для себя эту артистку. А мощь голоса М.Соловьевой завораживает. Не смог поставить 5 всему спектаклю, т.к. остальные артисты "не дотягивают". И визуальный ряд некоторых декораций, сцен и отдельных костюмов шокирует (не отвращает, а удивляет). Такое сексуальности и трэша не припомню в последнее время на академической сцене. не знаю стоит ли рекомендовать для семейного посещения (не представляю, как детям смотреть и слушать), зато взрослым - самое то. И еще раз - 2 голоса Калагина и Соловьева.

1
0
3
Кати Binosh
29 отзывов, 82 оценки, рейтинг 39
16 декабря 2011

Как же хорошо, что перед походом на эту оперу я не стала читать рецензий на "Афише", а то бы точно не захотела на нее идти. И не услышала бы я чудесной музыки Римского-Корсакова и таких потрясающих голосов Снегурочки и Купавы.
Но начну сначала. Зал полон - ложи блещут. Много детей с родителями и иностранцев. Все пришли посмотреть "весеннюю сказку". Какого года постановка в программке не указано - странно.... 4 часа с 2 антрактами... долго... но это же сказка!! Примерно такие мысли были перед спектаклем.

На сцене появляется сначала Леший на фоне глухого леса, потом непонятные животные, хор, Весна-красна, Дед Мороз, Снегурочка.... Все красиво и относительно сказочно.... Дальше - страннее. Вместе с хором из крестьян появляются странные люди с домиками на головах. Зачем они? Сели и сидят до антракта.... Народ встречает Весну - Масленица, чучело жгут, которое тоже кажется с хором поет. В общем первое действие прошло весьма благожелательно. Снегурка, которую отправили как на разведку к людям ее родители (Весна и Дед Мороз), ревнует к Лелю, но почему-то не умеет любить (сюжет немного странен для меня, человеку неподготовленному, но... музыка прекрасна).
Акт второй. Веселый.
Хоромы царя Берендея. Над троном (весьма современном таком сооружении из металла и зеркал) возвышается огромнейший петух. Появляется царь со своей свитой - тоже петухами, а самый приближенный - просто наряжен в индюка, не больше не меньше. Далее в свите идут яйцеголовые товарищи (голова каждого из них упакована в огромное яйцо из полиэтилена) и люди наряженные в какие-то костюмы из чего-то блестящего и слишком напоминающее скафандры.... В общем от такого зрелища захотелось воскликнуть: " Что за Стартрек? Мы в Мариинке, да??"
Между тем на сцене свадьбы, Снегурочка остается одна, т.к. не в состоянии любить, а Купава с Лелем вполне счастливы. Сюжетная линия совершенно мною упущена из-за итогового штриха акта - с неба опускается огромнейшее яйцо. Зрители начинают шептаться настолько громко, что еще больше спектакль начинает шокировать. Этот последний жест для меня остался загадкой. Какая-то гигантомания по Фрейду.....
Финальный третий акт. Зрителей значительно поубавилось... По крайней мере в партере.
Снегурку наделяют умением любить и она погибает от "рук" бога Ярила (или тает на солнце - с какой стороны посмотреть) Ее ухажер Мизгирь сходит с ума от горя и топиться, но русский народ веселый - ничто не может омрачить праздник бога Ярило (или наступления лета) На сцене оказываются все герои, кроме умерших, и вместо ледяной горки появляется огромное солнце.
Как итог можно сказать - все пели замечательно, но а вот постановка весьма странная (но и к этому к 3 акту привыкаешь), но что хуже всего далеко не детская... Берегите своих детей и ведите их на Щелкунчика!!

Кстати, т.к. я временами не понимала о чем поют некоторые певцы, то приходилось подглядывать на английский вариант слов - он весьма своеобразный и временами так же веселый. Например, Снегурочка вместо "Аууу!" стала кричать "Йхооо".... )))))

1
0
1
Башун Аня
1 отзыв, 1 оценка, рейтинг 1
16 ноября 2007

Снегурочка. Это жуткое зрелище. Вчера я попросила мужа взять билеты на сказку. На оперу Снегурочка. В мариинку. Ну не могла я ожидать подобного.
Когда перед моим взглядом предстали чудесно-сказочные БОМЖи ковыряющиеся в мусорном баке, я попросила програмку - нет, снегурочка.... потом выходит эдакий браток-леший у меня волосы едва не выпали, все разом.
дальше все чудесатее и чудесатее... Мать весна в облике эдакой Мадам из недорогого борделя (извините других сравнений мне не отыскать) Дед Мороз - это совсем полный аут, нокаут с первого удара - эдакий Березовский или Абрамович - папаша олигарх в костюме... Слуги деда мороза - это вообще песня - оловянные солдатики в плохо сидящих костюмах. Снегурочка еще вроде ничего, но зверье - это вообще нечто - пластиковые куклы раскрашенные на манер венецианского карнавала а птички - так то простые Коломбины только бордельного варианта. Берендеи танцующие вокруг масленецы Канкан...
но совсем плохо мне сделалось когда Мороз поучает Братка Лешего - мол присмотри за дочуркой пока она у берендеев (бомжей) поживет....
а потом вообще сцена маслом - Лель, по виду напоминающий певца в стиле андеграунд сидит оперевшись о мусорный бак и играет на дудочке - мимо него проходят берендеи бомжеватого вида и "тетки" (иного слова не нахожу) и кидают ему денежку... к лелю подходит Бобыль и берет у него деньги за то, что Лелю позволяют подойти к Снегурочке....

на этом моменте мы с мужем встали и ушли из театра. впрочем, думаю что мы ничего не потеряли.

В общем и в целом, хочу сказать что на мой взгляд у Георгия Цыпина и у постановщика Александра Галибина шизофреническое измение личности, ибо как профессиональный психолог, я не могу найти иного объяснения такому отношению к русской культуре.

И ведь самое страшное - на спектакле были дети, много детей. Знаете, когда я была маленькой, я обожала оперу и балет - после такой постановки я думаю детей если не стошнит, то покрайней мере они никогда не согласятся на поход в оперу...


Господин Гергиев, если вы еще заинтересованы в русской культуре, если вы еще дорожите своим именем, прекратите этот кошмар. Пожалуйста

1
0
1
Лилия Радько
1 отзыв, 1 оценка, рейтинг 0
26 декабря 2022

Ужаснее, чем опера "Снегурочка" я ещё не встречала. Хотелось праздника, но увы. Снежинки-в масках убийц, космические Яйца, люди-скворечники. Масленица-это чудовище- висельник. Только человек с больной психикой мог поставить такой спектакль.
Бедный Римский-Корсаков, да и Островский, наверное уже 100 раз в гробу перевернулись Где цензура?! КАК ЭТО МОЖНО СТАВИТЬ НА СЦЕНЕ?
Детей не водите на спектакль, поберегите психику.

0
0

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Афиша Daily
Все

Подборки Афиши
Все